Интернет стремительно вошел в нашу жизнь. Воздействие Интернета на современное общество и личность пользователя признается более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы. Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором человек вовлекается в новые виды деятельности.
Дети и подростки гораздо быстрее, чем взрослые, осваивают новые технологии. До начала пандемии COVID-19 доля юных пользователей Интернета составляла примерно 40%. После ухода образовательных учреждений в режим online их стало ещё больше. И теперь, во время летних каникул, остро встал вопрос возвращения детей из Всемирной паутины, особенно тех, кто сидит там днями напролет.
По мнению исследователей, негативное влияние Интернета прямо связано с личностью пользователя. Люди, зависимые от Интернета, в действительности очень часто одиноки или имеют коммуникативные проблемы. Благодаря сети они компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Кимберли Янг выяснила, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами, связанными с общением, а остальные - информационными сервисами сети.
В качестве причин, способствующих формированию Интернет-зависимости, ученые называют возможность анонимного общения и получения обратной связи, экспериментирования с образами "Я" и формулировки представлений и/или фантазий, которые невозможно реализовать в реальной жизни. Интернет открывает чрезвычайно широкие возможности поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым требованиям. А также неограниченный доступ к информации!
В зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в виртуальный мир, где трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Интернет-зависимость приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности. Как следствие, возникает социально-психологическая дезадаптация: формируется упрощенное неадекватное представление о себе и окружающих, коммуникативная активность из реальных условий переносится в сеть, человек замыкается, начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой, что порождает новые конфликты.
Подростки, в силу своих возрастных особенностей, остаются наиболее уязвимыми к влиянию Интернета. Они в меньшей степени, чем взрослые, могут противостоять влиянию и такого огромного потока информации, и столь быстро развивающейся коммуникативной среды в целом. Интернет-зависимость снижает успеваемость и ухудшает здоровье школьника. Уход подростка в виртуальный мир является, как правило, следствием каких-либо проблем в реальном мире.
Искренний интерес родных и близких к его мыслям, чувствам, переживаниям, страхам и мечтам поможет ему сформировать свой реальный образ, вернуть доверие к миру реальных людей и пробудить желание больше времени проводить в непосредственном общении с родными и друзьями.
Именно на помощи в решении реальных проблем ребенка и рекомендуется сконцентрироваться взрослым в первую очередь. Искренний интерес родных и близких к его мыслям, чувствам, переживаниям, страхам и мечтам поможет ему сформировать свой реальный образ, вернуть доверие к миру реальных людей и пробудить желание больше времени проводить в непосредственном общении с родными и друзьями. А что касается Интернета, то следует разъяснить подростку, что это всего лишь приспособление для хранения и передачи информации, которым нужно научиться пользоваться, чтобы не поранить душу. Он сможет. В конце концов, научился же он пользоваться ложкой!