Если бы не скандинавский дизайн, мы бы не знали, что такое минималистичные интерьеры, хюгге и северный уют. А скандинавского дизайна не было бы без вклада архитектора Алвара Аалто, его детища — компании Artek — и десятков икон дизайна, на которых учатся многие современные бренды.
Рассказываем о том, как жил и работал один из величайших архитекторов XX века и какое наследие он оставил после себя.
Алвар Аалто родился на склоне XIX века в небольшой провинции Куортане на западе Финляндии. С самого детства Алвар проявлял склонность к рисованию, брал уроки у местных художников. В 1916 он поступил на архитектурное отделение Политехнического института Гельсингфорса, как тогда в Российской империи называли Хельсинки (на шведский манер). Однако закончить университет ему удалось не сразу — в России началась Гражданская война, а Великое княжество Финляндское отделилось. Только в 1921 после возвращения с фронта Алвар получил диплом. К этому же периоду относится и первая масштабная работа Аалто – он создал новый дом для своих родителей.
«Ревущие двадцатые» подарили Финляндии десятилетие бурного экономического роста, что требовало новых зданий и новой архитектуры. В это время финские богатеи и представители старой элиты заказывали у Аалто различные архитектурные проекты, предоставляя будущей легенде скандинавского дизайна и архитектуры большое пространство для свободного творчества. Да и государственных заказов было достаточно – Аалто переделывал на современный лад и реконструировал множество церквей на территории страны. Стоит сказать, такое поле для деятельности попало в надежные руки.
Со временем Аалто все больше отдавался дизайну. Аскетичность в формах и выборе материалов в архитектуре перешли в практичность и минималистичность его дизайнерских проектов. Используя самые простые компоненты — природный свет и дерево — и навыки в грамотной организации пространстве, он, сам того не понимая, создавал живые памятники архитектуры.
Но главной страстью Аалто было создание промышленного дизайна, который мог бы легко тиражироваться, чтобы больше людей могли его себе позволить. В частности, его предметом страсти были стулья и кресла. В 20-е и 30-е годы, когда дизайнер сотрудничал со своей супругой Айно, у которой тоже архитектурное образование, Аалто начал выставлять свои работы на государственных и международных выставках. К началу 30-х они получили особенно крупный проект — санаторий Паймио. В нем Алвар спланировал большие окна, через которые проходило максимально много света, а также множество предметов мебели.
Их характерная особенность — скошенные углы, в дальнейшем они стали главным отличием всех работ Аалто. Тогда же и появилась знаменитая форма кресел Paimio Chair, которые сейчас выпускает фабрика Artek.
Изначально эти кресла были придуманы для туберкулезных больных, которым полагалось, расслабившись, полусидеть-полулежать — позже модель полюбилась и остальным. После этого проекта к Аалто пришла международная слава.
Другой знаменитый проект семьи Аалто – библиотека в Выборге. Проектирование конструктивистского здания началось еще в 1927, а его строительство из-за бумажной волокиты и протестов местных жителей закончилось только в 1935-м.
Тогда Выборг принадлежал Финляндии и считался одним из ее крупнейших промышленных центров. Так вот, именно при создании проекта выборгской библиотеки Аалто придумал знаменитую форму табурета Stool 60, который многие знают как знаменитый табурет из «ИКЕИ» («ИКЕА» позаимствовали этот дизайн у Аалто, но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз).
Stool 60 изначально создавался из гнутой березы, а главным его преимуществом была легкость в сборке: только три ножки, которые крепятся к основной поверхности при помощи нескольких винтов. Заметьте, Аалто придумал именно трехногую модель такого табурета: вариант с четырьмя ножками он попросту считал банальным. Но именно вторую конфигурацию можно чаще всего встретить в современных интерьерах эконом-класса. Позднее появились еще несколько популярных вариантов кресел Алвара Аалто, полюбившиеся ценителям удобной и простой мебели. Например, кресло Armchair 400 «Танк», шезлонг 43 или табурет Х601, сиденье которого перетянуто кожей.
Во второй половине 1930-х Алвар и Айно решили поработать для себя — и спроектировали многофункциональный дом в пригороде Хельсинки.
Основной задачей перед творческим дуэтом стояло разместить не только жилое пространство, но и студию, достаточно большую для совместной работы и хранения созданных предметов мебели, макетов и чертежей.
Как и во всех своих проектах, при создании собственного дома Аалто работали с натуральными материалами: деревом, камнем и бетоном. В проекте присутствуют большие окна в пол, которые Алвар придумал еще во времена строительства туберкулезного санатория.
Пространства же дома строго зонированы: иногда кирпичными стенами, а иногда деревянными передвижными фальш-панелями. Центральным элементом дома стал большой атриум между первым и вторым этажами, в котором располагается гостиная. Примечательно, что центральное окно шириной во все пространство располагается на уровне второго этажа. Однако и в пространство на первом уровне попадает много солнечного света. В меблировке дома Аалто обошелся практически без своих излюбленных скошенных кресел: напротив, в столовой, например, антикварные резные стулья сочетаются с сервантами с раздвижными дверцами из покрытого лаком дерева и пустыми, аскетичными стенами.
Сейчас в дом Аалто может попасть любой желающий – в нем устроен музей творчества дизайнера. Там выставлены и его чертежи, и знаменитые табуреты, и фотопортреты семьи Аалто. В паре шагов от дома Аалто — рабочая студия, в котором располагалось архитектурное бюро Алвара: его тоже можно посетить и сегодня.
А еще на фабрике Artek, которая расположена недалеко от самого дома, можно заказать мебель, по чертежам одного из самых известных финских дизайнеров-проектировщиков ХХ-го века Алвара Аалто.
Подписывайтесь на канал, чтобы видеть мои публикации в своей ленте!
До новых встреч!
#дизайн интерьера
#история дизайна
#мебель
#интересные факты
#история