В центре восточной Европы в области стыка истоков Днепра, Западной Двины и Ловати обосновалась большое восточно славянское племя кривичей. По одной из версий, этноним кривичи есть производное от имени родоначальника племени Крива. Географически название кривичей можно истолковать как племени проживающего в области небольших извилистых (искривленных) истоков Днепра, Западной Двины и Ловати.
Кривичи как отдельное племя восточного славянства формировались в бассейнах реки Великой и Псковского озера, а также в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье. В их сложении приняли участие местное прибалтийско-финское и балтское население и расселившиеся здесь носители славянского языка. Постепенно местное население было ассимилировано и влилось в состав восточнославянской народности наравне со славянами.
Кривичи имели ряд племенных центров – Смоленск на Днепре, Полоцк на Двине, Псков (Изборск) рядом с Чудским озером. Но, единого княжения у славян кривичей не было.
Географическим центром земель кривичей были земли Смоленщины – края бесчисленных древних городищ. Наиболее древние из них относятся к дославянским временам середины I тыс. до н.э., характерных могильниками длинных курганов.
Для выяснения истории происхождения Смоленска весьма важно было бы открытие поселений времени первого упоминания города летописцем, т.е. середины IX века. Несмотря на упорные поиски, результатов нет. Славянские напластования относятся здесь к концу XI века и позже. Ни один из раскопов не дал слоев более древних [Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города). – М., 1991, c. 7-8].
Длинные курганы являются балтскими и восточнославянскими погребальными памятниками, типичными для территории расселения кривичей. Они распространены в области Верхнего Поднепровья, на Верхней Волге, в области Валдайской возвышенности, в верхнем течении Западной Двины, по берегам Псковского озера и его многочисленных притоков, в верховьях Западного Буга и Немана.
Наиболее ранние из длинных курганов расположены вокруг Псковского озера и в бассейне реки Великой. Они относятся к середине I тыс. н.э. Возможно, что именно отсюда, славяне кривичи мигрировали в другие области к Волге, Двине, Днепру.
Насыпь длинного кургана была непосильным делом для одного человека или группы его родственников. Длинные курганы насыпались силами всей первобытно-семейной общины и являлись усыпальницами такой общины. Иногда курганы строились заранее. Часть из них осталась неиспользованной. Каждая группа длинных курганов принадлежала одному роду, а все известные нам длинные курганы - одному племени или одному племенному объединению.
Наблюдая распространение длинных курганов, мы можем сказать, какую территорию занимало племенное объединение, погребавшее своих умерших в этих курганах. Обычай погребений в удлиненных курганах держится до VIII-IX веков н. э. и затем заменяется обрядом захоронения в круглых курганах.
Первоначально укрепленные поселения в лесных областях были основной формой поселений людей, уступив в середине I тыс. н.э. место селищам открытого типа, рядом с которыми нередко располагались городки-убежища, куда люди бежали в случае опасности.
Постепенно славяне кривичи расселились по северо-западу вплоть до Балтийского побережья, встретив на этих землях коренные балтские и финские племена. Так древности Псковской земли и области бассейна верхней Ловати, принадлежат к культуре текстильной керамики, оставленной местным финно-угорским населением. Данные языкознания вполне определенно указывают на связь кривичей бассейна Великой и Псковского озера с Висло-Одерской группировкой славян.
В конце IV в. в Западной Европе, в частности, в Прибалтике, произошло резкое изменение климата в сторону похолодания и излишней увлажненности. Почти все поселения римского периода в Среднем Повисленье в этот период прекращают существование, основная часть населения покидает регион, мигрируя, в частности, в сторону Псковского региона. Этот путь славянского переселения прослеживается по характерным признакам курганных захоронений, керамике и языковым диалектам.
Древние новгородцы говорили на наречии, близком к польскому языку [Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 2004]. Конструктивные особенности музыкальных инструментов, например гуслей, найденных в Новгороде, Гданьске и Ополе, имеют одинаковое устройство и восходят к общим корням [Рыбина Е.А. Новгород и Ганза.- М., 2009, c. 32].
В VIII веке климат в Европе улучшился и потеплел, вызвав вторую волну славянского расселения в Приильменье (культура сопок). Сопки - высокие крутобокие насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной и с кольцом, выложенным из валунов, в основании.
Основным районом распространения сопок является бассейн озера Ильмень. Более 70% могильников, в которых имеются такие насыпи, расположено в Приильменье. Хронологические границы погребений в сопках примерно определены временем от VI до IX века, при этом основная масса сопок относится к VIII- IX вв.
Население культуры сопок, вместо подсечно-огневого земледелия, использовало пашенное земледелие плодородных пойменных земель. Приильменских славян летописец называл Словенами.
По мнению П.Н. Третьякова словени новгородские образовались за счет выходцев из Верхнего Поднепровья. Новгородские круглые курганы-сопки схожи со смоленскими. Древнейшая керамика городища Старой Ладоги, по заключению Я. В. Станкевич, напоминает верхнеднепровскую [Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. – М.-Л., 1966, c. 284-285].
Племенным центром словен стало новгородское городище, где вместе с словенами проживали славяне-кривичи, финские и балтские племена. Древние новгородцы, до явления варягов (норманнов) на свои земли, находясь в лоне родового самоуправления, не знали института княжеской власти.
В XI веке словене новгородские активно осваивают Ижорское плато и нижние течения Луги и Плюссы, прежде занятые финской водью. В ходе смешения славян с водским населением в северо-западных районах Новгородской земли формируется своеобразная культура - симбиоз прибалтийско-финской и славянской. Словенами новгородскими в юго-восточном Приладожье были также освоены области заселенные финской весью.
Ильменские словене и смоленско-полоцкие кривичи в X-XI вв. приняли участие в формировании древнерусского населения Волго-Клязьменского региона. Эти земли были освоены славянами еще в третьей четверти I тыс. н.э.
Раннее славянское население этого края не знало курганного обряда погребения, которую принесли в эти края кривичско-словенские переселенцы, пополнившие население Северо-Восточной Руси. Миграция осуществлялась через бассейн Мологи в сторону Ярославского Поволжья и Ростово-Суздальской земли [Восточные славяне. Антропология и этническая история (под. ред. Алексеевой Т.И.). – М., 2002, c. 159].
Показателен сопоставительный анализ славянских топонимов. Южнославянский диалект характерен певучей гласной «и» - поэтому, так созвучны названия крупных городов тех мест – Киев, Искоростень, Чернигов…
Славянский диалект кривичей характерен особым произношением согласных «ск»: звучащим в названиях городов Смоленск, Менск, Витебск, Луцк, Полоцк, Изборск…
Диалект словен, характерен распевной гласной «о» звучащей в названиях Волхов, Новгород, Порхов, Гдов, Дно, Опочка, Вологда, Белоозеро…
Особенности названия городов Псков и Ладога связаны с этническими причинами их появления. Псков носит, обобщающее имя идущее от «ск» кривичей и «о» от словен, что исторически совершенно верно, ведь Псков, помимо коренной чуди, вначале заселяли кривичи, потом словене.
Налицо, двойственное звучание в названии города Ладога: от варяжского имени города Альдигейя и словенско-новгородского распевного «о».
Геополитический ареал расселения восточных славян был весьма выгоден, находясь на обширных территории между восточным (волжским, арабским, серебряным) и варяжским (греческим, парчовым) мировыми торговыми путями. Волжский путь был более древним, восходя к эпохе античных времен.
Число памятников восточных славян превышает 600. На землях древней Руси совместно со славянами проживало более 200 финно-угорских и прибалтийских народностей и племен.
Начало процесса градообразования на Руси, как говорят данные археологии, относится к концу X века. Культурных городских слоев на Руси в IX в. не обнаружено. Нестор же в это время «населил» Русь обширным сообществом древнерусских городов - Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром и Любеч.
P.S. Первым новгородским посадником, по сравнительно поздним летописям, в том числе Иоакимовской, и ряду западно-европейских хроник, был легендарный Гостомысл. Оценивая историческую достоверность его личности следует иметь в виду то обстоятельство, что древнее новгородское поселение тех лет было разно этническим, что делало весьма сложным выбор посадника именно как славянина, если судить по его характерному имени - Гостомысл.
Если главенство Гостомысла устраивала всех (славян, чудь, весь, водь), то это стало следствием особого значения Гостомысла для новгородцев. В этом плане представляет интерес трактовка смыслового содержания имени Гостомысл, явно имеющего символическое значение. В нем мы видим совмещение двух корневых основ- "гост" и "мысл", что возможно понимать, как разумный (сведущий) в гостях.
Спрашивается о каких гостях идет речь? Да о тех самых, что изображены на известной картине Н.К. Рериха "Заморские гости" (1901). В 1899 году Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву». Известны топонимы связанные с такими гостями, например, Гостилицы, или место торга возле первой группы порогов на Волхове - Гостинополье.
Отсюда можно сделать вполне вероятное предположение что Гостомысл, судя по всему, был сведущий в торговых делах человек, даже знающий языки (к примеру, латинский, датский или норвежский), являясь местным торговым посредником между новгородцами и заезжими варяжскими гостями купцами.
Если это было так, то трактовать личность Гостомысла как новгородского старейшины, или даже некоего родового князя, - нельзя, передать свои навыки и искусство управления в торговых делах по наследству он не мог.
"Ничто не вечно под луной"... наступил такой момент, когда Гостомысл уже не мог выполнять свои обязанности. Маловероятно, что это явилось следствием его дряхлости, он, в этом случае, мог постепенно ввести в круг дел какого-либо из своих ближайших доверенных лиц. Судя по всему, Гостомысл серьезно заболел и скоропостижно умер.
Когда заморские "гости" прибыли в очередной раз в Новгород, они обнаружили, что торговать как обычно стало невозможно. Стоял шум и гвалт, местные жители все разом лезли без очереди. В таких случаях, проблема решается силой, в том числе оружием... имеется в виду злосчастная судьба одного из недовольных новгородцев Вадима, который был убит варяжским конунгом Рюриком. Варяжские "гости" всегда двигались торговали под охраной, Рюрик мог быть конунгом такой охраны.
Окончив торг, т. е. силой оружия обобрав новгородцев, заморские "гости" ушли, оставив на будущее возвращение вооруженный пост вблизи от Новгорода, то самое Рюриково городище, поскольку Рюрик там и окопался. Место это было удобное, издавно здесь был крепостной пункт для контроля устья Волхова.
К следующему приходу заморских "гостей" с ними прибыла уже куча родственников Рюрика - братья и прочие сородичи со своими женами... Теперь, торговать по новым правилам, навязанным варягами новгородцам, было удобней и выгодней, при условии постоянного проживания варягов на столь "кормном" месте... Дальше история уже развивалась в русле хронологии событий по летописи Нестора...
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.