Не хотела писать на эту тему…правда, не хотела. Потому что даже спустя четверть века всё помнится. И как будто это было вчера. Но тут открыла очередную статью из "Блокнота Жени Борисовой". Честно сказать, что сначала увидела "Маленькие трагедии..," а уж потом вчиталась. На тему сложной жизни рабочих из бывших союзных республик стараюсь не читать, не смотреть и не писать, но...
Кто захочет посочувствовать трудовым мигрантам, пусть прочтет эту статью, я же не буду обсуждать изложенное в ней. Просто именно эта статья стала толчком к написанию следующего текста. До этого я оставила пару комментариев под статьей путешественницы по Средней Азии (для меня она всегда останется Средней, а не центральной), там было всё – от отрицания, мол, не было ничего подобного и исход русскоязычного населения из республик – это лишь желание национальных меньшинств вернуться на историческую родину и обрести лучшую жизнь – до «найду, голову отрежу…».
Я о том, о чем не принято говорить даже спустя десятилетия. О том, кого как бы нет и не было в нашей большой и гостеприимной стране. Трудовые мигранты есть, а вынужденных переселенцев нет. Об иностранцах заботится государство и их национальные диаспоры, их защищают законы, им сочувствуют. А переселенцы выживают, как могут. Многие до сих пор ютятся по общагам (есть такие, что живут в подвалах и в маневренном фонде). Если есть гражданство, то есть регистрация по месту пребывания, работа или пенсия... Но есть и такие, что нет гражданства, потому что угораздило родиться не в РСФСР или живут в регионе двойного подчинения (да, есть такие места...например, Байконур). А без гражданства ВНЖ, который надо подтверждать. И множество других проблем.
Каждый оказывался в территории союзных республик по разным причинам. Мой отец строитель… Он работал на стройках, мы постепенно переезжали из одного города в другой и к середине 1980-х годов уже жили в Ташкенте. А поскольку учили нас хорошо, то поступление в университет было закономерным. В школе были представители практически всех национальностей Советского Союза. Нас учили, что все мы граждане одной страны, учили уважать разнообразие обычаев и культур. И если на территории РСФСР это были лишь строчки в учебнике истории, то здесь была практика – многонациональность, двуязычие и отношение к окружающим. Относились же мы друг к другу хорошо, а национальность была всего лишь неотъемлемой частью личности, как цвет глаз или рост. И до сих пор среди моих знакомых и друзей люди разных национальностей. Правда, они из той прошлой жизни – из моего детства и юности. Их разметал по планете ветер 90-х. Но все мы помним, что нужно уважать других, чтобы уважали тебя. Учеба, работа. Наша жизнь текла в берегах культурного и кулинарного многообразия.
Но наступили лихие годы криминального капитализма. Жить было трудно всем и соседи помогали друг другу не делая упор на национальностях и надеясь, что вот-вот все наладится, потому что власти найдут правильный путь выхода из кризиса. Мы очень надеялись: даже когда произошли ферганские события и уже некоторые республики фактически отделились от центра, когда весной 1991 г. шли на референдум за сохранении СССР, когда осенью 1993 г. произошли известные события у стен Парламента в Москве...
Любому понятно, что когда жить трудно, то надо найти виноватого в этом. И в республиках нашли. Началась пропагандистская война против некоренных граждан. И вот уже улыбчивые соседи поджимают губы: "Нашу лепешку едите, по нашей земле ходите. Мы вас не звали - уезжайте!" А куда ехать? Вклады "заморожены". У большинства знакомых родственники, на просьбу приютить их на первое время, отвечают в том смысле, что: мы вас туда не посылали...жили хорошо, фрукты лопали - теперь сами выкручивайтесь, как сможете.
У каждого своя история исхода. Кто-то остался без работы, кто-то боялся за будущее детей, кому-то подбрасывали угрожающие письма, а кому-то угрожали в открытую. Страшнее всего было слабым и одиноким. В соседнем подъезде сотрудник правоохранительных органов заварил дверь одинокой бабушки и ждал, пока она не умерла. Соседи пытались бабушку кормить, привязывая свертки с едой к веревке, которую она спускала, но им начали угрожать... На фоне общей нестабильности, снос памятников и повальный дефицит не казался чем-то ужасным. Тяжелее всего было прощаться с друзьями и знакомыми.
Мы с родителями решили "переждать", как они считали - должно же когда-то это всё кончиться. Отец получал пенсию по-старости, мама по-инвалидности (это аукнулась обработка хлопковых полей дефолиантами, в итоге - аллергия и бронхиальная астма), я хоть и осталась без работы, но получала пособие, как инвалид с детства. У отца начал прогрессировать облитерирующий эндартериит, лекарств не было и врачи начали пугать ампутацией ноги. То, что в медицине часто брали взятки, не удивляло, но когда ни за какие деньги нельзя достать препарат, который есть в российских аптеках - это было даже страшно. За лекарствами папе пришлось ехать в Россию. На наши наводящие вопросы, мол, если приедем - приютите, пока оформим документы? - родственники ответили в том роде, что я написала выше. Прошел год, другой... Заметнее становился информационный вакуум. В маленьких городках люди просто бросали жилье, вещи и уезжали. Ни о каких посещениях театров и речи быть не могло. Узбеки открыто выражали неприязнь русскоязычным. Не все конечно, но большинство. Молодежь уже тогда маялась без работы, а семьи всегда большие. Кроме этого, традиции: пиршества, на которых надо приглашать множество гостей - это и свадьбы, и праздники обрезания, первого шага и много еще каких. Фрукты и овощи на базарах продавали всё дороже и дороже, так как крупные производители сдавали урожаи оптовикам, везущим их сами догадайтесь куда. Ведь российские рубли стали валютой, которую можно было приобрести лишь на "черном рынке" да еще и по грабительскому курсу. Достать билеты на "фруктовые поезда" было не реально. На историческую родину только зимой.
Сделаю маленькое отступление. Вы думаете почему "таджик Джимми", а точнее узбек Баймурад Аллабердиев, был в возрасте 30+ не женат? У него не было средств на калым за невесту. Ни чем другим объяснить его "вольную жизнь" нельзя...
Требования к русскоязычным школьникам и студентам всегда были выше, чем к представителям титульной нации. Мы с улыбкой наблюдали, как им завышали оценки на уроках и экзаменах. Остальным, я считаю, строгость преподавателей пошла на пользу - просто учились старательнее. А вот по "работникам" из Узбекистана заметно, что им это принесло только вред...хотя бы в плане знания языка.
Но вернемся к решению уехать. Причин было несколько.
Назову две из них. Первая: подростки избили моего отца, требуя у него "русские денги". Избили жестоко, началось рожистое воспаление мягких тканей лица и рук; были сломаны два ребра. Вторая: к нам пришли люди в погонах (потом я узнала, что это были работники таможенной службы, но тогда было трудно разобраться в знаках отличия) и сказали четко и ясно, чтобы мы собирались и продавали квартиру (их родственнице), а они предоставят нам контейнер для вещей, хотя в очереди на них люди стоят по полгода... Ну, и помогут с билетами. Мы с мамой были растеряны. Вечером заглянула знакомая и трясущимися губами рассказала, что видела в одном из подземных переходов угрожающие надписи красной краской... Короче, всех "просили" ехать в свою Москву.
За нашу "двушку" предложили 2 тысячи долларов. Цена, конечно, была занижена и риск огромный, потому что в долларах расчетов официально не было, а обменять местную валюту было нереально...совсем. Могли и просто кинуть.
На руках у нас были паспорта страны проживания, без которых было невозможным ни получение пенсий, ни работы, ни-че-го... (История восстановления гражданства всей нашей семьи - это, как говорится, совсем другая история). Но мы все же решились обратиться в консульский отдел Посольства РФ. Три дня мы приезжали туда и отмечались в каких-то списках. Счастливчиков запускали внутрь, выходили они оттуда совсем не радостными. На третий день к ожидающим вышел сотрудник посольства (я навсегда запомнила его фамилию и должность, но это уже не важно). То, что он сказал оставило неприятный осадок в душе. Во-первых, людям открыто сказали, что их в России никто не ждет, что они едут на свой страх и риск и должны решать свои проблемы сами. "Программа по переселению? – Прочтите на стенде, какие области в этой программе участвуют. Остальное узнаете на месте, в отделении ФМС." Второе, что волновало большинство присутствующих, это восстановление гражданства РФ. На что чиновник спокойно сказал, что эту проблему тоже как-нибудь люди должны решать сами. Женщина из толпы крикнула: «как?!.» и услышала от него насмешливое: «можете выйти замуж за русского бомжа». После этого мы поняли, что помощи ждать неоткуда.
Через пол-года мы всё же уехали. В регион, который участвовал в программе помощи "вынужденным переселенцам". И даже этот статус получили...и 100 рублей (да-да, именно 100 рублей и это до деноминации) на человека. И даже гражданство родители восстановили за какие-то пол-года и им учли их советский стаж при начислении пенсий...я получила гражданство через год. Обещанные 2 тысячи баксов мы получили и смогли купить теплые вещи и снять комнату в коммуналке. Мама устроилась на работу - продавала проездные в киоске и я помогала ей, пока не получила паспорт. И нам через 11 месяцев дали комнату общежитии.
Правда, документы нам сделали не сразу, даже пришлось съездить к чиновникам ФМС в столицу. И пенсию дали не сразу. И нас чуть не выкинули на улицу со съемной квартиры. И мама сломала руку, когда ее толкнули на улице... Но ведь это же мелочи жизни. Правда?
Никто не спешил выдавать нам сертификат на 21 метр жилья и, кстати, сертификат так и не выдали. Никто не трудоустраивал (ни по квоте, ни без неё). От меня требовали подтверждения отказа от гражданства Узбекистана...привезенное оттуда. Через 5 лет нам сказали, что нет таких, ну этих..."вынужденных переселенцев"... Нам полагались только пенсии и общая очередь на улучшение жилищных условий. В этой очереди мы простояли около 14 лет, после чего приватизировали комнатушку в общежитии. Но ведь это всё мелочи, правда? Ведь мы же россияне, которые всем должны сочувствовать. Например, трудовым мигрантам.
Я люблю свою родину. И родители мои её любили. Потому и поехали туда, где родились - в Россию. А родина она большая и много маленьких людей для неё - это статистика. Вы можете посмотреть, где я живу более 20 лет. Этот город стал мне родным. Здесь могилы родителей. Здесь выстраданная ипотечная "однушка" - мой дом. Здесь знакомые и друзья.
Печалит только одно, что мы - соотечественники - для родины остались, как бы "вторым сортом". Законы для нас не работают - нас вроде бы и нет. Мы работали, часто не по специальности, платили налоги, занимались общественной работой и волонтерством. Порой на наши дипломы (у кого постсоветского образца) смотрят с сомнением, мол, за сколько купили. Переселенцы из республик стараются не рассказывать свои истории. Кто-то стесняется, кто-то не хочет бередить душевные раны, а кто-то боится непонимания... Мне пришлось с этим столкнуться, как и с бездушием чиновников и даже представителей общественных организаций.
И последнее, о чем я хочу сказать: ничего не имею против сегодняшних трудовых мигрантов, поскольку прекрасно понимаю, что они, в большинстве своем, новое поколение и русскоязычные это для них там "уходящая натура".
Нам повезло, что мы уезжали под стук колес, а не под грохот выстрелов, но я знаю тех, кто уезжал во время гражданской войны, например, из Таджикистана. И скажите, почему переселенцы должны теперь проявлять сочувствие к трудовым мигрантам? Считалось, что независимость даст республикам процветание...А вышло, что вышло. Вроде всё строят и перестраивают, чтобы "русским духом не пахло", а только приезжают на заработки сюда. Злятся даже, что им мало платят.
Почему при предоставлении рабочих мест нет приоритета российским гражданам? Почему не все могут получить это гражданство в упрощенном порядке? Почему экзамен по-русскому языку должны сдавать даже те, для кого этот язык является языком их родителей, т.е. родным (считаю, такой подход унизительным)? И еще много почему роится в голове. А вы, как считаете, уважаемые читатели?
Никому не пожелаю испытать даже малой толики того, через что прошли в своё время те, кого назвали вынужденными переселенцами...и забыли.