Найти тему

Две сестры — Беларусь и Россия. Часть 3

Оглавление

Шаговая доступность и проездная способность

Постепенно в Беларуси становится всё больше озвученных светофоров, на тротуарах всё чаще встречается тактильная плитка, а в рамках проекта «Шаги на звуки», реализуемого «Центром успешного человека», вокзалы, аэропорты, поликлиники, учебные заведения и прочие места частого пользования планируют оснастить звуковыми информаторами, и это было бы весьма кстати. Нажав на кнопку в специальном приложении, установленном на смартфон, незрячий пользователь слышит громкие размеренные щелчки — так информатор «откликается» на просьбу о помощи. Первые и последние ступеньки лестниц магазинов и большинства государственных учреждений часто окрашены жёлтым и оснащены пандусами, а перед ними лежат тактильные коврики, по которым незрячие находят вход в здание.

Проезд на городском общественном транспорте по удостоверению здесь по-прежнему бесплатный. На маршрутки это правило, конечно, не распространяется, хотя многое зависит от шофёра. Как-то мы с мужем и его другом ехали по делам: сели в полупустую маршрутку, водитель, не взяв с нас ни копейки, без лишних вопросов ссам любезно подсказал нам, где есть свободные места, поинтересовался, куда мы едем, и потом ещё чуть не всю дорогу переживал, что нам неудобно будет деньги и билеты передавать. Подъехав к нашей остановке, водитель сообщил о прибытии, хотя ребята следили за дорогой по навигатору и без того знали, что пора выходить. Вообще, если я куда-то иду или еду с мужем, а он тотально незрячий, то совершенно не переживаю за дорогу — просто уверена, что мы доберёмся!

Номера маршрутов, к сожалению, по-прежнему приходится уточнять у окружающих. Есть, конечно, несколько мобильных приложений, вполне корректно отображающих расписание прибывающего транспорта, однако одновременно к остановке могут подъехать сразу несколько троллейбусов или автобусов, и вот тут уже не угадаешь, где какой. Хотя иногда при открытии дверей внутренний речевой информатор, по-белорусски конечно, произносит не только название остановки, но и номер маршрута, по которому следует транспортное средство. Жаль, что происходит это далеко не всегда — было бы очень удобно, и не только для инвалидов по зрению. Особо сознательные водители останавливаются так, чтобы двери располагались прямо напротив человека с белой тростью, некоторые, по словам мужа, сами объявляют номер маршрута, интересуясь, не его ли он ждёт, а то, бывает, ещё и войти помогают, и даже на свободное место усаживают.

Справедливости ради расскажу и прямо противоположную историю. Чтобы лишний раз не переходить дорогу, а переходы в Гродно зачастую сложные, двух- и трёхэтапные, сели мы с супругом в автобус, искренне надеясь, что на конечной нас не выгонят из салона и после двухминутного простоя мы преспокойно поедем дальше. Во всяком случае, муж меня заверил, что всегда именно так поступает, и никто ему претензий не предъявляет. Однако на сей раз водитель оказался, мягко говоря, не слишком вежливым и лишь после долгих объяснений и препирательств разрешил нам остаться в автобусе — угнали бы мы его что ли вслепую? На обратном пути то ли из вредности, то ли по каким-то иным причинам мужчина не запускал информатор до тех пор, пока салон не заполнился по меньшей мере на половину. Порадовало одно: взявшись за поручень, случайно обнаружила, что кнопка «Стоп!» подписана по брайлю.

Белорусский All inclusive

Благодаря грамотной и целенаправленной работе «БелТИЗ», а также активности её членов, белорусы стали более осведомлёнными о жизни незрячих, а главное, толерантными по отношению к ним. Однажды, стоя на остановке, мы с мужем уточнили у разговаривающих неподалёку женщин номер подъехавшего троллейбуса. Те, в свою очередь, поинтересовались, какой нам нужен, и как только он прибыл, сообщили нам об этом и сориентировали, какой из нескольких троллейбусов наш. Мало того, одна из женщин подошла к водителю и попросила обязательно объявлять остановки, ведь в салоне у него незрячие пассажиры — никогда раньше не встречала такой заботы от совершенно посторонних людей. На следующей же остановке в троллейбус вошли студенты электротехнического колледжа, которые, увидев в руках мужа трость и смартфон с наушниками, где без умолку болтала говорилка, тут же принялись делиться знаниями об озвучивающих программах Jaws и Talkback, параллельно рассуждая, как трудно живётся незрячим. Я слушала и невольно улыбалась, хотя подобный случай далеко не первый в нашей практике.

Как-то, собираясь на концерт классической музыки, мы вызвали такси, так как дороги до драмтеатра в Гродно ещё не знаем. Естественно, предупредили оператора, что не видим, и попросили, чтобы по возможности водитель помог нам сесть в машину. Каково же было наше удивление, когда буквально через пять минут таксист стоял не просто у подъезда, а прямо перед нашей дверью — такого сервиса повышенного класса мы, ей-богу, не ожидали! И даже несмотря на окончание рабочей смены, наш спутник, как выяснилось, тоже россиянин, любезно проводил меня и мужа до самого театрального холла. Внизу нас встретил весьма импозантный администратор, который помог и забронированные билеты в кассе забрать, и вещи в гардеробе оставить, и, будто почётных гостей, первыми препроводил нас в зал, подробно изложил программу вечера и пожелал приятного отдыха. Лично я уже была в экстазе, не говоря уж о почти двух часах живой музыки гениального Бетховена!

По завершении концерта, пока зал разражался благодарными овациями, сотрудница, получившая чёткие указания от администратора, снова как вип-персон, первыми провела нас в гардероб, помогла одеться и, не принимая никаких возражений, проводила до стоянки такси. Надеюсь, эта милая женщина всё же не простудилась, ради благой цели выскочив на улицу промозглым сентябрьским вечером без верхней одежды. Тогда, едва ли не впервые в жизни, я чувствовала, что люди помогают действительно от души: не потому, что должны, а потому, что для них это совершенно естественно, и им это не в тягость, а в удовольствие. Так, наверное, и выглядит идеальное инклюзивное общество. К слову, когда несколько лет назад я решила посетить тверской драмтеатр по пригласительному билету от ВОС, контролёры наотрез отказались пускать меня с сопровождающим, несмотря на наличие документов, подтверждающих инвалидность. Контраст, конечно, разительный. Хочется верить, что с тех пор многое изменилось, и подобные инциденты больше не повторялись, однако осадок от посещения этого учреждения культуры и по сей день лежит где-то на дне души.

Журнал «Наша жизнь» №5 за 2020 год

Пропустили начало рассказа? Тогда читайте

Две сестры — Беларусь и Россия. Часть 1

и

Две сестры — Беларусь и Россия. Часть 2