Найти тему
БЛОГнот писателя

Редактуре время, а творчеству час

Хороший писатель красиво излагает свои мысли? Да, но нет. Профессионалом становится тот, кто умеет эти самые мысли сокращать, подбирать соответствующие образы.

Рабочий день творца на 30% состоит из письма, а остальное время посвящается редактуре. Краткость, воистину, сестра таланта.

Цепляющий текст – это царство острых крючков единиц: 1 фраза, 1 мысль, 1 образ. Никаких отступлений и лишних деталей. Каждое слово должно «работать» на единственную идею, а все показанные ружья – выстрелить.

Время - ресурс невосполнимый. И читатель не готов уделять много внимания абстрактным размышлениям о том, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра». По сравнению с жизнью в романах 19 века мир сильно ускорился.

Фото: Юлия Геращенко
Фото: Юлия Геращенко

До конца дочитывают эмоциональный, «плотный», емкий текст.

Как сделать его таким? Дегедрировать, исключить лишнее:

  • неуместные деепричастные обороты
  • слова усилители (очень сильно, самый лучший и т.д.)
  • ненужные предлоги ( «Заметил друга и пошел навстречу» вместо «Я увидел его и поэтому пошел навстречу к нему»)

Есть и более сложный, не такой заметный «сор». Потому что как «сор» не выглядят. Лишними бывают абзацы.

Возьмите за правило: если предложение, каким бы отменным оно ни было, не раскрывает тему по-новому – вычеркните его.
Курт Воннегут (американский писатель – сатирик)

  • Если закрыть пальцем/рукой спорный фрагмент, а при прочтении  смысл текста не теряется,  то  значит скрытые предложения надо удалить. Внутренний творец протестует и не хочет расставаться с удачной метафорой или остроумной фразой? Сохраните их для будущих историй.
  • Сором могут оказаться и вполне безобидные, художественные отступления. Когда не играет никакой роли, по чьей линии бабушка: по маминой или по папиной, то зачем нагружать читателя этой информацией? Нет никакой принципиальной разницы для сути рассказа с курсов по английскому или французскому герой возвращался домой? Опускаем подробность и сразу начинаем сцену с роковой встречи в подъезде. Умение хорошо готовить не раскрывает характер персонажа? Тогда не делаем акцент на этом, удаляем хвалебные оды кулинарным способностям.

Донести за минимум слов максимум информации помогут образы. Одна короткая история интереснее, динамичнее рассуждений на пару листов. Образ  - удивительная вещь. Психика ленива и старается тратить как можно меньше времени на распознавание/знакомство с новым. Поэтому запечатывает в знакомые предметы и ситуации пласты смыслов. Чтобы потом быстрее перерабатывать входящие данные. Вот этим и должен пользоваться писатель. Вызывать словами ряды нужных ассоциаций. Не разжевывать, как бывает грустно, печально и одиноко, когда не понимают самые близкие и родные люди; как сильны детские обиды. Лучше рассказать историю, в которой любимая игрушка без ведома малыша была подарена родителями соседскому мальчишке. И сразу понятно, о каких переживаниях идет речь.

Однажды маме было очень стыдно из-за меня.

Написать текст – это даже не половина дела. Основную работу делает редактор, а не творец. Не случайно умение сокращать Рэй Брэдбери называл важнейшим для писателя.