Практически каждый выпускник или даже десятиклассник мечтает «затащить сотку» на ЕГЭ. Написать ЕГЭ на 100 баллов сложно, но вполне реально по любому предмету, если заниматься в системе и целенаправленно готовить себя к итоговой аттестации. Но нужно ли ставить перед школьником такую цель? Спойлер — нет. Популярно объясняю почему.
1. Начнем с конца. Вы открыли личный кабинет на официальном портале ЕГЭ и увидели заветное число 100? Поздравляю, конечно, но рано радуетесь. Дело в том что большое количество высокобалльных и особенно стобалльных работ перепроверяется специальной комиссией Рособрнадзора уже после объявления официальных результатов на портале. То есть те результаты, которые вы имеете сейчас, - это итоги проверки предметной комиссии вашего региона. А Рособрнадзор, в свою очередь, проверяет, справедливо ли вашу работу проверила региональная комиссия. Результат такой перепроверки непредсказуем. Опытные педагоги помнят 2013 год, когда комиссия Рособрнадзора изменила баллы в 77 % отобранных для перепроверки работ! Сейчас, конечно, этот процент гораздо ниже, но страдают в первую очередь стобалльники. Во-первых, их меньше, поэтому под перепроверку они попадают гарантированно. Во-вторых, словосочетание «изменение баллов» именно для них звучит как приговор. Потому что к сотне комиссия ничего не прибавит, а вот снизить может не 1-2 балла, а например 8. Поэтому подождите устраивать банкет по крайней мере 3-4 недели.
2. Ориентация учеников и их родителей на 100 баллов отражает, а в ряде случаев и формирует неадекватную самооценку. Рассказываю, как это работает. Просится ко мне в сентябре на репетиторство мама с отроком-одиннадцатиклассником. Через каждое слово фраза: «Нам жизненно необходимы 100 баллов по русскому языку». Спрашиваю, как занимается в школе по моему предмету, и слышу в ответ: «В основном тройки. Но нам русский и не нужен, он у меня одарен в физике, готовится в физтех поступать, а там конкурс огромный, поэтому нужна сотня по русскому». Кто понял логику этой мамы, тот молодец. А я отказал. Потому что чтобы получить сотню по любому предмету, нужно этот предмет любить и заниматься им в системе. Ради сотни пластаться нужно не один год, а на уроках в школе тянуть лямку сильнее всех своих одноклассников вместе взятых. Вывод из этой истории простой: к одиннадцатому классу адекватно оценивайте свои возможности и свою мотивацию. Если вам не нравится предмет и учитесь вы через пень-колоду, ни о какой сотне не может идти речь. И никакой репетитор вас к высоким баллам не приблизит.
3. Обратная сторона стремления к сотне — огромное разочарование и депрессия, возникающие, когда выпускник получает любой другой балл. Нужно понимать, что даже в условиях, когда все выучено, пройдено, прочитано и повторено, когда все пробники написаны на максимумы, вас может сбить с пути какая-нибудь мелочь. Это такая особенность ЕГЭ: для сотни иногда мало знаний и желания, нужно еще и везение. Этих юношенский трагедий я насмотрелся вдоволь, подчас сам психую, когда золотой ребенок, знающий уже больше, чем я, из-за волнения / жары / головной боли / насморка / ссоры с родителями / девушкой / парнем (продолжите список сами) забывает закрыть деепричастный оборот. Вот ночью его разбуди, он все знаки препинания расставит верно, а на экзамене забывает. Выпускник получает 98 баллов (!) и ревет белугой, а я говорю в утешение пустые слова, что так бывает и такова жизнь. (К слову, если бы я в свое время получил 98, то скакал бы до потолка) Чтобы такой реакции не было, никогда не формулируйте цель ваших занятий в виде числа 100. Лучше приучите себя к фразе: «90 и выше». Но если хороший педагог именно так и формулирует, то родители порой этого совершенно не понимают и накручивают ребенка до нервного срыва. А всего-то нужно почаще говорить слова: «Не важно, на сколько сдашь. Мы тебя от этого меньше любить не станем».