Найти в Дзене

Лекция о Ленине

Ниже представлен архивный материал - фрагмент лекции, часть которой была прочитана на презентации фильма «Типичная экскурсия в Шалаш (Into the Shalash)» в Санкт-Петербурге 11 ноября 2017 г.

Материалы о фильме представлены здесь. Короткий фрагмент выступления, который удалось зафиксировать на видеоплёнку, представлен здесь.

Salvador Dali - Partial Hallucination: Six Apparitions of Lenin on a Piano (1931)
Salvador Dali - Partial Hallucination: Six Apparitions of Lenin on a Piano (1931)

Лекция о Ленине (сохранившийся фрагмент)

Столетие революции — это хороший повод, чтобы собраться и поговорить о Ленине. Но мы делаем это не по той же схеме, по которой ежегодно проводятся утренники и даются званные обеды в честь Пушкина и Ломоносова, а в Петербурге сверх того высаживаются супрематические клумбы в честь Казимира Малевича. Не считая того, что все циклические процессы являются языческими, ничего принципиально дурного в этом нет.

Но событие Ленина не циклично. Ленин линеен. Ленин линеен и нетленен, но не прямолинеен. Ленин — это петля. Поэтому японские учёные и сообщили Сергею Курёхину, что Ленин — это радиоволна. Доля правды в этом присутствует. Эта особенность ленинского строения постоянно сказывалась в его биографии. Если нанести на карту траектории перемещения Ленина, то можно увидеть, как они непредсказуемы и порывисты, но между тем, обладая совершенно неуловимой логикой, всегда заканчиваются там, где нужно. Ленин в этом отношении ведёт себя то как заяц, то как пчела. Ленин-заяц достаточно долго набирает разбег, но затем совершает резкий прыжок, скрываясь от погони. Ленин-пчела, совершая сверхсложные перемещения, собирает классовую пыльцу и накапливает мёд пролетарской революции в сотах своих сочинений.

И всё же, гораздо точнее будет, используя терминологию современной теоретической физики, назвать Ленина суперструной.

Ленин — это суперструна, натянутая на супергуслях русского духа.

Нам вполне известны две суперструны — Ленин и Достоевский. Их гармоническое отношение — уменьшенная квинта или тритон. Практики одновременного чтения — пожалуй, единственный доступный на сегодня метод постижения смысла этого тезиса. Левым глазом читаем Ленина, правым — Достоевского. Универсум русского звука составляют два инструмента — гусли и балалайка. И то, что Ленина лучше читать под балалайку, только доказывает, что он, как суперструна, натянут именно на гуслях. При чтении Ленина под гусли происходит как бы его проваливание, сворачивание в самого себя — смысл слов стирается, уступая место чистому звучанию. Почему на картине Дали «Шесть явлений Ленина на фортепиано» изображено 6 ликов вождя, а не 7 или 8, ведь клавиатура рояля вмещает 7 и 1/4 октавы? Ключ — конкретные проявления Ленина в истории. Разные октавы — разные исторические периоды. Одна и та же нота или разные? — решение этого вопроса зависит от правильности определения тональности исторических периодов. Камертон — искусство.

Малевич К. - Чёрный супрематический квадрат (1915)
Малевич К. - Чёрный супрематический квадрат (1915)

Малевич — один из трёх великих художников, кому удалось передать существенные черты духовной природы Ленина, используя выразительные средства живописи. Не прибегая к помощи кинематографа. Согласно апокрифической легенде на его полотне «Чёрный квадрат» изображён Ленин. Это правда только отчасти. Впервые изображение чёрного квадрата представил английский мистик Вильям Фладд в 1617 году. Его квадрат — это схема космоса. Другое истолкование: квадрат — это Адам Кадмон (об этом, в частности, говорил профессор Джордж Рассел во время своего недавнего визита в Петербург). Однако всё это не умаляет заслуги Малевича. При этом, силу Чёрного квадрата до конца не оценить, если не понимать, что на нём изображён не только Ленин, но и Сталин, как тёмный, гневный и женский аспект Ленина ...

На полях:

Первая встреча со Сталиным — 1905 г. Сталин — это женщина. Это гневная женская ипостась Ленина, занимающая в пантеоне русских богов такое же место, которое Мать Кали занимает в Индии. Ленин и Сталин — это два типа уничтожения. Но если Ленин — это уничтожение холодное, резкое и острое отсечение лишнего, то Сталин — это уничтожение горячее, прижигание прооперированного места и выжигание ампутированных останков).

«Чёрный квадрат» — это «событие Ленина». «Чёрный квадрат», написанный Малевичем в 1915 г. становится окном в Европу, за которым уже зияет тьма и через которое в Россию влезает Ленин.

Живопись утвердилась в качестве искусства задолго до кинематографа и поэтому первой восприняла и смогла адекватно транслировать образ Ленина, ленинский жест. Но сказав, что кино является для нас важнейшим из искусств, Ленин не констатировал факт, не диагностировал ситуацию как культуролог или искусствовед, т. к. он не был ни тем, ни другим, — но поставил задачу. И действительно, вскоре кинематограф с полным осознанием ответственности поднялся до уровня искусства и смог достойно принять в себя образ Ленина. Пик — 1965 год, золотая пальмовая ветвь Канского фестиваля, «Ленин в Польше» и сразу за ним — «На одной планете» с Иннокентием Смоктуновским в роли Владимира Ильича. Пристальное внимание, которое Делёз, Жижек и другие современные умы уделяют кинематографу, есть не что иное как их подспудное влечение к Ленину.

"Ленин в Польше" (Сергей Юткевич, 1965)
"Ленин в Польше" (Сергей Юткевич, 1965)

В современном искусстве не осталось актуальных тем помимо Ленина. Имя Ленина горит над миром как путеводная звезда, но что это за путь — в этом нам и предстоит разбираться.

Важнейшим из искусств для нас является Ленин.

Состояние Европы ко второй половине XIX в. определяется комплексом историко-невротических процессов высокой интенсивности. Проход к истокам философского мышления оказался закупорен историко-невротическим спазмом. Но по счастливой случайности был найден обходной путь, и путь этот был подсказан самыми яркими представителями погибающего человечества — арьергардом деканданса — мистиками и спиритами, которые видели призрак прекрасного юноши, блуждающего в лесистой местности на склоне Альпийских гор, где когда-то ходили Ганнибал и Суворов. Это был ранний Ленин.

"В поисках утраченного Ленина".

Историки редко обращают внимание на соотношение двух таких фигур как Ленин и Пруст. А ведь Марсель Пруст родился всего на год (пятнадцать месяцев) позже Ленина и умер на год раньше (четырнадцать месяцев). Монументальное произведение Пруста «В поисках утраченного времени», в числе прочих своих достоинств, значимо для нас тем, что фиксирует момент начала поиска времени, что подразумевает осознание его утраты. Напомним, что Ленин жил в Париже с 1908 по 1912 г.г. и как раз в то время, в 1909 г. Пруст начал работать над ВПУВ. Ленин в этом же году публикует своё главное философское произведение — «Материализм и эмпириокритицизм». Первая версия ВПУВ была подготовлена Прустом как раз в 1912 г. ко времени отъезда Ленина из Парижа. Весь облик Пруста — это символ задыхающейся Европы. Время здесь можно понимать только в хайдеггеровском смысле тождества с бытием. Бытие выскальзывает из рук Европы, и бытие — это Ленин, уезжающий из Парижа. Утрачивая время как бытие европейское человечество отрывается от своего корня и пытается вновь соединиться с ним в корпусе сочинений Ленина, который (корпус как тело) можно назвать мыслью овременённой в артефакте. Ленин без Пруста бесполезен; Пруст без Ленина — бесплоден!

На полях:

(... Позднейшие следствия — постмодернизм — воздействие на мировую политику с помощью переводов и особого рода игр с текстами — Назревает международный скандал, связанный с намерением Евросоюза перевести все сочинения Ленина на древнегреческий язык).

Призрак Ленина — это не блуждающий дух, как полагают европейские спириты, не полтергейст (Polter-Geist). Чтобы понять это, необходимо совершить ещё одну, уже третью, по крайней мере, коперниканскую революцию. Если мы за начало отсчёта примем Ленина, а не Европу, движущуюся к своему концу, то увидим, как сам дух Европы блуждает вокруг Ленина, твёрдо стоящего на своём месте. Изначально, духовное тело Ленина представляло собой золотистый эфирный шар. Нижняя точка оси, которая проходит через его центр, находится в Ленинграде, а верхняя точка смещена в направлении Москвы. Происходит постепенное разрастание. Радиус — примерно 1500 км. Охват: Мурманск, Берлин, Одесса, Ульяновск. Этот круг необходимо нанести на контурные карты с помощью циркуля. Высота около 700 км, то есть Ленин достигает верхних слоёв атмосферы. Шар как бы дышит, сужаясь и расширяясь. Он регулярно испускает эфирные излучения и протуберанцы эктоплазмы, достигающие Англии и северного предгорья Гималаев. Однако следы ленинской эктоплазмы обнаружены даже в космосе. Как известно, электромагнитные поля способствуют распространению эктоплазмы. Ленин понимал это ещё при жизни и поэтому торопился с внедрением плана ГОЭЛРО (1920). Ещё при жизни Ленина называли «наэлектризованным живым шаром» (См. «Ленин и искусство»). Если смотреть на этот шар из России, то взгляд устремляется на запад, в ту сторону, где угасает солнце, в сторону старости и умирания. Поэтому мы видим Ленина стариком. Мы называем его дедушкой. И наоборот, если смотреть на Ленина из Европы, то мы видим совсем молодого ещё юношу, почти того самого мальчика, который изображён на пионерском значке. Ленин-мальчик и Ленин-дедушка - два феномена, рождённые одной сущностью и равно воздействующие на мировой исторический процесс, эти феномены воспринимающий в качестве своей реальности.

Ленин-мальчик: ранний Ленин, материалист, автор книги «Материализм и Эмпириокритицизм», анти-корреляционист, сторонник теории отражения, человек, выдвинувший постулат о том, что материя — это реальность данная нам в ощущениях.

Ленин-дедушка, или Дедушка Ленин (реже - Батюшка Ленин) — это Ленин позднего периода, старец, мистик, живущий в лесу, общающийся с птицами и зверьми, собирающий грибы, знающий целебные растения. Это Ленин-трансценденталист и Ленин-традиционалист. Автор зашифрованного эзотерического трактата «Философские тетради».

Ленин был мастером политической афористики. Он, как никто, умел создавать простые, ёмкие и хлёсткие формулы. За это его по сей день так любят на Востоке, часто называя русским Конфуцием. Этим же объясняется та монголоидность, которую некоторые художники сообщают облику Ленина. Правда, историки пишут о существовании некоего монголоидного натурщика, много лет позировавшего нашим скульпторам и портретистам. Скрывать тут нечего, такой натурщик действительно был. Однако это лишь подтверждает то, что все, кто уже после смерти Ленина пытались изобразить создателя советского государства во всей его душевной достоверности, обращаясь за помощью к этому самому натурщику, верно чувствовали восточную мудрость и созерцательность, если угодно, "хитринку", присущую уникальной Ленинской личности.
Ленин соединил в себе восточную мудрость и образованность запада, став по своему культурообразующему значению третьим в России человеком после Петра I и Пушкина.
Но вся образованность Ленина и весь его гигантский ум - не главное. Ленин был гением интуиции. За это его так боятся и так завидуют ему на Западе, где исстари интуиция вытеснена сухим торгашеским рассудком.
У нас Ленин - только один. Это всё он, единственный: кудрявый мальчуган в валенках, взбирающийся на ледяную горку, аскет, обитающий в лесном шалаше и пишущий трактаты на древесном пне, гений пролетарской революции, беспощадно карающий врагов простого народа, ласковый старичок, вместе с крестьянскими детьми сбирающий грибы в лесу, и наконец - нетленный мертвец, живущий в своём мавзолее какой-то особенной, но вечной жизнью.
На Западе же знают двух Лениных: раннего и позднего. Первого изучают в Оксфорде, второго - в Кэмбридже.
Ранний Ленин - своего рода "досократик", умозрительно постигающий тайны материи, как древние фисиологи, и критикующий верования людей подобно Ксенофану Колофонскому.
Второй Ленин - мистик и теософ, разгадывающий судьбы мира по текстам Аристотеля и Маркса, Гегеля и Некрасова.
У нас это двоение Ленина понимается как излишнее. Наш Ленин наиболее близок Сократу. Подобно великому афинскому мыслителю, Ленин так же естественно соединяет в себе физику и метафизику, рациональное и мистическое, телесное и духовное. Сократ знал, что ничего не знает, и точно так же Ленин ничего знать не желал, кроме ещё не сделанного дела революции и ещё не наступившего, но уже грядущего коммунизма.

Редчайший кадр. Владимир Ильич Ленин, стоящий за полупрозрачной ширмой, тайно совещается с основателем феноменологии Эдмундом Гуссерлем.
Редчайший кадр. Владимир Ильич Ленин, стоящий за полупрозрачной ширмой, тайно совещается с основателем феноменологии Эдмундом Гуссерлем.

Место Ленина в мифологии древних славян

... Курочка — это сама Россия. Есть стихотворение по этому поводу… (фрагмент утрачен)... Россия — не медведь, не корова, не кошка, даже не опарыш, о котором… (фрагмент утрачен)... Двухголовое хтоническое существо, скорее напоминающее ящера. И почему же всё-таки нельзя упускать образ курицы. Дело тут в особом жесте. В умении иногда внезапно вскинуть голову, выпучить глаза и броситься напролом. Это жест — выпученные глаза и задранную голову — наша культура смогла сохранить в образе Петра Великого, первого нашего императора. И это огромное культурное достижение. Двухголовая курица. Крестьянин видит только ту голову, которая сама сморит на него и его гипнотизирует. Так же происходит и с пролетариатом. (Необходима тематизация куриной слепоты). Курочка Ряба обещала снести простое яйца, но обманула ожидания стариков. Время оказалось слишком сложным для исполнения чего-то предельно простого, и поэтому она снесла яйцо стальное и рябое, в котором без труда узнаётся Иосиф Сталин.

Силы русской земли — старик и старуха, они же крестьянство и пролетариат, рабочий и колхозница, могли выразить свою любовь к новорожденному Ленину только одним способом — нанося ему удары серпом и молотом, которые, надо сказать, Ленин вынес без всякого для себя ущерба.

Мышь или, точнее, крыса — метафора политической борьбы. Крысиный клубок, равнодушный к происходящему снаружи. Но Ленин не был разбит, он вылупился, вышел за пределы своего физического тела, Ленин обрёл свободу и вселился в сердца пролетариата. Ленин зазвучал суперструной русского духа.

Правильным решением было отнести золотое яйцо в православную церковь. Но тогда этого не случилось. Это происходит только сейчас. Только сейчас зарождается понимание мессианской функции Ленина, его спасительной роли в судьбе России и церкви. Но тогда, старик со старухой не смогли придумать ничего лучше, чем подбросить Сталина и ударить лбами с обоих сторон. (фрагмент утрачен) … Царство Божие дразнит нас, стимулирует нас уколами истории. (фрагмент утрачен) … Ленин оказался в центре горячего и влажного шара, сделанного из русской земли и страдающей плоти русского народа. Ленин постепенно скруглился и сам принял форму шара, чтобы полностью совпасть с очертаниями бытия. Именно это позволило ему войти в синхронизм с процессом всемирно-исторического развития и возглавить рабоче-крестьянскую революцию.

(фрагмент утрачен)

На Тибете есть малодоступная долина, дорога в которую известна лишь узкому кругу посвящённых. Там прямо из гор ещё миллионы лет назад, когда ландшафт Земли только формировался, выросли головы двенадцати Махатм. Некоторые из них известны, а некоторые нет, поэтому считается, что они ещё явятся в мир. На прилагаемых полотнах изображена голова-гора Ленина, которую смогли запечатлеть сначала Николай Рерих в 1927 г., а потом Константин Михайлов в 1970 г.

Рерих Н. - Явление срока (Проект наддверной фрески) (1927)
Рерих Н. - Явление срока (Проект наддверной фрески) (1927)
Константин Михайлов. Гора Ленина. 1970
Константин Михайлов. Гора Ленина. 1970

Абсолютный ленинизм — это высечение скрижалей завета в состоянии полной уверенности не только крайней необходимости исполнения этого деяния, но и того, что скрижали будут разбиты сразу после завершения работы...

(окончание лекции утрачено).

Выписки на оборотной стороне машинописи:

«Будучи в ссылке, Ленин «положил около своей кровати радом с Гегелем — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, и перечитывал их по вечерам вновь и вновь» (Н. К. Крупская)» (Ленин и искусство, С. 8)
«…он чуть не наизусть выучил Некрасова, в сотый раз прочёл разрозненный томик Анны Карениной…»
«Через несколько дней Горький действительно приехал, и я вместе с ним направился к Владимиру Ильичу. Они молча бросились друг другу в объятия и долго крепко целовались. Я видел слёзы у Алексея Максимовича, не удалось их скрыть и Владимиру Ильичу…» (Ганецкий, там же, С. 23)
«Конечно, Ленин не был профессиональным философом, но обладал таким мощным пылающим умом, что искры мудрости летели во все стороны». (Д. Яволь, «Соковыжималка сидерического социализма»)
«Странный парадокс! Ленина почему-то считают левым, однако он во всём был прав» (подслушано в очереди)
"Сегодня они не могут понять Канта, завтра они не смогут понять Толстого и Достоевского, послезавтра они перестанут понимать меня". (В. И. Ленин, "Шишковидный манускрипт")

Читайте также о Ленине:

"Сказание о трёх Александрах"

"Четыре дочери"