Найти тему

Не нужны нам эти ваши МЦД, а то будут тут все ездить

В обсуждениях разных проектов МЦД иногда встречаются предложения изоляционистского характера, сводящиеся к тому, что "не нужны нам никакие МДЦ, а то понаедут в наш тихий район, и будет у нас проходной двор". Есть ещё радикальней: "не надо вообще в Москве больше транспорта делать, а надо, чтобы люди не ехали сюда". Надо сказать, что среди москвичей это не такие уж и экзотические настроения. Их раздражение ростом населения города отчасти понятно, но все эти разговоры не более чем эмоции. Я не буду останавливаться на теме "закрыть город" потому, что она не подразумевает конструктивного обсуждения, но подробно остановлюсь на том, почему не стоит боятся появления станций МЦД у себя в районе, и вообще возможных транспортных неудобств.

Чаще всего люди пишут о том, что новая станция в том или ином месте приведёт к изменению пассажиропотоков, и ранее малозагруженные станции метро, автобусы и прочий транспорт станут переполненными, а прилегающие районы менее комфортными. Но тут есть одна важная, на мой взгляд, ошибка оценки, строящаяся на текущих реалиях. МЦД это не пристройка отдельных линий и станций, а сеть, которая окажет комплексное влияние на всю транспортную обстановку в Москве и пригороде. Куда будут ехать люди, где пересаживаться, выходить, - всё это сложно прогнозировать даже используя сложные методики анализа. Вот вам пример: количество пассажиров МЦК достигло 650 тысяч человек в день, а когда его запускали, то рассчитывали на 250-600 тысяч человек.

МЦК людям нравится.
МЦК людям нравится.

Даже специалисты не могут точно сказать, где пассажиров прибавится, а где уменьшится. Новые транспортные возможности меняют отношение людей к поездкам, выбору метра жительства, работы и отдыха. Общая тенденция, о которой можно говорить с уверенностью - запуск всех МЦД будет способствовать распределению пассажиров по всем линиям и районам, а не концентрации их где-то в определённых местах. Сейчас в Москве одни транспортные пути перегружены, а другие простаивают, - так что я только за, чтобы трафик стал более равномерным. Районам на отшибе это только на пользу. А в Москве много таких районов, где непонятно, ты в столице или в каком-то заброшенном промышленном моногороде. Промзоны Москвы занимают более 17% её территории. Я раньше (в донавигаторную эпоху) ни раз блуждал по таким местам в поисках хоть какого-то транспорта.

Ещё один момент, почему прогнозировать нагрузку на станции и районы сложно, заключается в том, что хоть с запуска первых двух диаметров прошло уже более 8 месяцев, жителями, у которых есть альтернативный транспорт, они используются пока, скажем так, в тестовом режиме. К сожалению, это в том числе и из-за частых сбоев движения. МЦК тоже не сразу стало популярным, и даже сейчас я вижу много людей, которые едут явно в первый раз.

Так что, я считаю, что не стоит из-за МЦД опасаться перегруза в тех или иных местах города. Потенциал развития транспортной системы Москвы ещё есть, и главная роль будет за наземным метро.