Я думаю, мы еще не совсем поняли, как много значит это слово. Что это вообще такое – «мотивация»?
Итак, можно все свести к пяти мотивам: потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы. Они подталкивают нас к совершению каких-то действий. Вернее, любых действий. Прежде чем мы совершим что угодно, где-то на подсознании образуется мотив, становится мотивацией и приводит нас в действие.
Вы опаздываете на встречу, но все равно тщательно начищаете обувь или наносите макияж. Это значит, что потребность в том, чтобы быть привлекательным, больше, чем потребность в репутации пунктуального человека. Вы хотите съесть торт, но ешьте салат. Это значит, что потребность в положительных эмоциях от куска торта меньше, чем желание похудеть.
И что это значит? Это значит, что нехватка времени – миф, лень – миф. У человека всегда есть время на то, на что хватает мотивации. Другими словами, если на какое-то дело не хватает времени, значит, в жизни человека есть что-то важнее, чем вот это дело. И если вы ленитесь (по мнению людей), то это значит, что потребность в отдыхе больше, чем потребность сделать все как положено.
Мотивация может быть положительной и отрицательной. Страх, что тебя уволят или накричат, может быть достаточной мотивацией, чтобы вовремя выйти из дома. Понимание, что тебя поблагодарят, может побудить свернуть горы. Поэтому, если умом вы хотите что-то сделать, но никак не находите на это ни сил, ни времени, надо что сделать? Надо себя замотивировать.
Самый простой способ – сесть и записать все бонусы, которые вы получите, если все-таки это сделаете. А если при этом не забыть и о минусах, то можно здраво оценить, стоит ли это дело затраченных усилий. Вообще психологи изобретают все новые и новые способы самомотивации, так что если интересно, можно в эту тему углубиться. А некоторые считают, что для этого надо обязательно на сеанс к психологу сходить. И в этом тоже есть здравое зерно. Я бы сходила, если бы знала хорошего психолога.
Какое значение имеет мотивация к обучению ребенка? Самое прямое. Если она есть, ребенку будет легко учиться, с удовольствием. Вам не придется стоять у него над душой, выясняя, выполнил ли он домашнее задание. Наоборот, он будет ходить за вами по пятам, требуя, чтобы вы его проверили.
Но как этого достичь? Многое может и, будем честны, должен делать учитель. В идеале учителю надо так увлечь предметом, чтобы у ребенка появилась жажда познания. Тогда он будет учиться не ради отметок, а ради преодоления себя, ради того, чтобы подняться еще на одну ступень. Кстати, это именно то, почему так захватывают компьютерные игры, почему от этой зависимости так тяжело избавиться. Вот это ощущение победы, успеха, преодоления себя, оно дает такой комплекс эмоций, что хочется переживать его снова и снова. Если вдруг у кого-то совсем не получается играть, то и зависимость не образуется. Правда, игры созданы таким образом, чтобы получалось почти у всех, но не с первого раза.
Но этот же комплекс ощущений можно получить в процессе обучения, если грамотно организовать этот самый процесс. Учеба как захватывающее приключение, где трудности непременно будут, но их прелесть в том, что они преодолеваются и ты чувствуешь себя победителем. Я не буду здесь писать, как это сделать, потому что тогда мне придется пересказать труды наших великих педагогов. Лучше уж их почитать. Но один из самых простых и эффективных способов мотивировать: верить в своих учеников, прогнозировать их прекрасное будущее, замечать даже самые маленькие успехи.
Наверное, многим эта история уже знакома, но меня она потрясла до глубины души. Шалва Александрович Амонашвили рассказывал, что учился в школе плохо, учительница его все время ругала. А потом он попал к учительнице, которая спросила его:
— А ты не пишешь стихи?
— Нет, — удивленно ответил маленький Шалва.
— А я подумала, что пишешь. У тебя взгляд поэта.
И необычного комплимента было достаточно, чтобы ребенок поверил в себя и стал учиться. Одно предложение, которое меняет судьбу человека необратимо.
По собственному опыту скажу, что это бывает нелегко. Но возможно. Если есть мотивация. ))))))
Что делать, если с учителем как-то не сложилось. Как мотивировать своего ребенка?
Точно так же. Любить его, верить в него, вдохновлять его, замечать малейшие положительные сдвиги. Обращать на них внимание ребенка, чтобы он тоже мог порадоваться своим успехам.
А может, стоит, чтобы уж точно сработало, еще и отрицательную мотивацию присоединить?
Вообще говоря, отрицательной мотивации в школе более чем достаточно: плохие оценки, замечание в дневник, индивидуальные беседы, беседы с завучем, беседы с родителями, беседы на координационном совете.
Как-то так повелось, что отрицательную мотивацию применить проще всего. Делай домашнее задание, а то опять 2 получишь. Получишь плохую оценку, в кино не пойдешь (а в особо запущенных случаях, сразу ремень подключается). Будешь плохо учиться – станешь дворником. Ты меня разочаровал, неужели нельзя было постараться?
Отрицательная мотивация у нас сама вылетает, мы даже задуматься не успеваем. Мы сами в ней выросли и применяем ее неосознанно.
С положительной надо применить фантазию. Собирать звездочки за каждый день без замечаний. Дорисовывать ступеньку вверх за каждое выученное правило. Обменивать звездочки на прогулки в парке, совместные игры или еще какие-то занятия, которые нравятся ребенку (я не сторонница того, чтобы платить за хорошие отметки).
Конечно, это все работает только с младшими школьниками, а что делать со средним возрастом?
В идеале к этому времени у него уже должно сформироваться положительное отношение к получению знаний. Но если вдруг не сформировалось, что можно придумать?
Со своими детьми я не знала никакого другого метода, кроме разговоров по душам. Я рассказывала о своих страхах, огорчениях, а потом о том, каким я вижу будущее ребенка. Это всегда помогало. Можно попробовать и шуточный метод. Если ребенок не учится, откладывать деньги, которые можно было бы потратить на подарок, прогулку, поездку, в копилку с большой надписью «НА РЕПЕТИТОРА». Но это, конечно, только в шутку. Опять же на собственных детях я убедилась, насколько важно им знать, что родители любят их даже когда они поступают неправильно. И если бы в моем доме завелась такая копилка, то уже через месяц я бы ее разбила и сказала, что буду любить их, даже если они станут дворниками. ))))))
Помогали ли вы детям в мотивации? Что при этом использовали? А как вас мотивировали родители?
P. S. Как? Как замотивировать себя на здоровое питание, чтобы избавиться от пищевой зависимости? Пойду, что ли, таблицу составлю. ))))))