Если честно то я покривил душой, сделав такой заголовок к статье об известных музыкантах современности и великом композиторе 19-го века. Конечно, же они не враждовали друг с другом не только потому, что жили в разное время, но и предмета к вражде не было вообще. В марте 1971 года тогда еще не очень известная группа Emerson, Lake And Palmer (далее ELP) записала свой второй по счету (хотя вторым по времени выхода официально считается Tarkus) альбом с концертной записью известного произведения "Картинки с Выставки" (Pictures At An Exhibition) на основе произведения великого русского композитора Модеста Мусоргского.
Это не была современная обработка мелодий Мусоргского, это была, скорее интерпретация английских музыкантов известного произведения. Довольно вольная интерпретация. Оригинал длится около 35 минут, может чуть больше. Сама запись ELP длится примерно столько же. Надо сказать, что в Англии наш композитор Мусоргский один из самых популярных. Не скажу, что часто исполняемый, но во всяком случае его имя известно не только профессиональным музыкантам, но и достаточно широкой публике. Тем не менее это был огромный риск для молодых музыкантов, еще не закрепившихся в элите современного рока, еще не наигравших себе свою аудиторию, взяться за такое произведение. Да еще в собственной трактовке. И выпустить запись из концертного зала города Ньюкасла.
Но к выпуску этого альбома музыкантов мог подтолкнуть успех их второго альбома Tarkus, который вышел в июне 1971 года и достиг в Англии 1-го места в чартах. А может это был эксперимент Deep Purple и их концерт с симфоническим оркестром, альбом которых вышел примерно в одно и то же время с картинками? "Картинки" вышли в ноябре 1971 года, то есть полгода спустя Tarkus, причем в каком-то низко бюджетном варианте. Однако, альбом был встречен с огромным энтузиазмом как у публики, так и у критиков. Для меня он и сейчас является одним из лучших в дискографии группы. Во всяком случае не потерял своей актуальности и слушается с большим интересом. Может быть поэтому музыканты решили записать часть с этого альбома чуть позже и разместили его на альбоме 1994 года - In The Hot Seat, который к тому же оказался для группы последним. После него выходили только сборники и неизданные концертные записи и раритеты. Так как я не музыкант я не буду анализировать эти произведения с точки зрения музыкальной науки. Возможно кто-то мне поможет в этом. Это мое восприятие простого человека- слушателя.
Свое произведение Мусоргский написал в июне 1874 года. Хотя отдельные части его он исполнял в концертах и ранее. Ну и вот почти через 100 лет после оригинала ELP рискнули выпустить это произведение в современной упаковке.
Это не анализ уже всем известного произведения. Бессмысленно человеку, не имеющему музыкального образования, делать музыкальный анализ альбома, песен. Я подумал, что будет интересно сравнить современную интерпретацию. с тем как звучит она в оригинале, исполненная ансамблем классической музыки.
Альбом ELP состоит из 12 песен (треков). Интересно обозначение авторов этих треков - Мусорский-Палмер, Мусоргский - Лейк, или просто Мусоргский. Есть и собственные произведение участников группы. У Мусоргского произведение состоит из пьес (картинок) - 10 пьес плюс Променад (Прогулка). Надо сказать, что ELP взяли не все "картинки" из произведения Модеста Мусоргского. Некоторые отсутствуют, например, №3 Tuileries. Dispute d’enfants après jeux («Тюильрийский сад. Ссора детей после игры») или № 5. Балет невылупившихся птенцов и еще несколько.
1. Променад (Promenade) - это переложение оригинала на современные музыкальные инструменты. Без добавления текста. Этой композицией открывается первая сторона альбома (винил) и вторая. Эта пьеса у Мусоргского проходит через все произведение. В начале она звучит тихо, мягко, как бы вкрадчиво.
А вот как она звучит в оркестровом исполнении.
2. Гном (The Gnome) - со вставками Палмера. У Мусоргского эту картинку завершает Променад
В исполнении С.Рихтера - Гном
3. Променад (Promenade) - слова Лейка.
4. Мудрец (The Sage) - написано Лейком. У Мусоргского отсутствует. Вслед за Гномом у Мусоргского идет Старый замок.
Здесь сравнивать не с чем, так как это вставка участников группы, которой нет у Мусоргского. Поэтому посмотрите Балет невылупившихся птенцов. Основная тема картинок прослеживается. На мой взгляд занятно.
5. Старый замок (The Old Castle) - № 2. Il vecchio castello. Плавно переходит в блюзовые вариации. Променад+ Старый замок в исполнении ELP.
Классическое исполнение. Исполняет Фраскати Симфоник Оркестр
6. Последний трек на 1-й стороне альбома - Блюзовые вариации (Blues Variation) . написанный всеми участниками группы. Странное название, потому что с блюзом сложно ассоциировать это произведение.
7. Променад (Promenade) - еще раз тема Прогулки, инструментальная вариация сквозной темы Мусоргского. У Мусоргского как отдельная картинка не присутствует. Все три Променада группа исполняет в разных вариантах.
8. Избушка на курьих ножках (The Hut Of Baba Yaga) - инструментальная версия без текста. Мы ее в свое время переводили как Хата Бабы Яги. Пожалуй самая заводная картинка из тех, что есть у Мусоргского. Опять звучит основная тема Променад с переходом в резкую Избушку на курьих ножках.
Эта же картинка в исполнении Владимира Горовица (Horowitz)
9. Проклятие Бабы Яги (The Curse of Baba Yaga) - этот трек написан всеми участниками группы. У Мусоргского такой темы нет. тяжеленное , грозное начало, как будто в зал входит (влетает) страшное существо, которым у нас пугают маленьких детей. Но по стилю полностью совпадает с Избушкой на курьих ножках.
10. Избушка на курьих ножках (The Hut of Baba Yaga) - слова Лейка. Это вторая часть уже со словами Лейка. У Мусоргского нет разделения на первую и вторую часть. Пожалуй все три части про Бабу Ягу можно представить как единое произведение. Музыканты настолько разгоняют темп повествования этой сказки, что создается впечатление как наша Баба Яга летит над лесами, над морями.
11. Богатырские ворота Киева (The Great Gates of Kiev) - эта торжественная картинка завершает все произведение у Мусоргского, как бы ставя увесистую точку с колокольным звоном. Создается впечатление как через эти ворота в Киев входят наши богатыри после победы. У ELP это тоже в принципе последняя картинка со словами Лейка и тоже с колокольным звоном (подобием его). Такая же торжественная музыка подкрепленная вокалом. Однако после этого есть еще композиция - The Nutrocker, весьма живая и заводная инструментальная композиция, исполненная по просьбам зрителей (Want some more music?)
Богатырские ворота в исполнении оркестра под исполнением Валерия Гергиева.
Видимо, чтобы минимизировать риск от возможного непонимания их интерпретации великого произведения простой публикой на концерте, они ввернули сюда эту танцевальную картинку. И не ошиблись, заключая ею концерт. Никакого отношения к произведению Мусоргского она не имеет. Но вписалась сюда очень органично, Мне подсказали читатели, что это была пародия на Nutcracker (Щелкунчик) П.И. Чайковского. Но к Чайковскому она имеет лишь опосредованное отношение только из-за названия.
Итак, на этом альбом заканчивается. прошу вас не судить строго мой "творческий отчет" - как раньше любили говорить, я один из вас. Буду признателен за ваши отзывы.
Спасибо за прочтение статьи! Если она Вам понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации на тему музыки!