Найти тему
Safe and Sound

Плюсы и минусы сериала "Водоворот"

Сразу стоит сказать, что рынок сериалов в России за последние пару лет претерпел резкий качественный скачок. Не последнюю роль в этом сыграла сама тв-индустрия. Появилось множество стриминговых сервисов (в том числе и отечественных), продюсеры стали вкладывать деньги в развитие собственного контента, находить качественные сценарии, приглашать на работу молодых талантливых режиссеров.
О сериале "Водоворот" стали говорить как об очередном прорыве в области российского тв-производства, мол эта работа ничуть не хуже самых захватывающих проектов HBO или Netflix. Однако по ходу знакомства с сюжетом "Водоворота" возникает все больше вопросов:
а что из себя представляет этот сериал? О чем он? По законам какого жанра он снят?

Сначала поговорим о ПЛЮСАХ сериала:
1. Первое, что бросается в глаза -
качественная визуальная проработка. Неприглядные серые пейзажи осенней Москвы умело запрятаны за свет неоновых ламп. Нуарный стиль с приглушенным светом и желто-розовыми отблесками делают городской ландшафт нейтральным для восприятия. Теперь это не Москва вовсе, а какой-то Готем, в котором Бэтмен ушел в отпуск, оставив вместо себя русских копов.

-2

2. Второй большой плюс сериала - это его социальная проблематика. По сюжету жертвами маньяка-сектанта становятся дети, которые оказались не нужны своим родителям. А самое замечательное - что причины этой "ненужности" нам представлены разнообразные, и на их раскрытие авторы не стесняются тратить достаточно экранного времени. Здесь вам и дети, брошенные родителями, и жертвы домашнего насилия, и те, кто просто оказались "лишними" в суете повседневной жизни вечно занятых взрослых.

3. В качестве третьего плюса хотелось отметить актёрскую игру, однако, говоря по чести, сложно было бы заподозрить такой ансамбль в недобросовестном подходе к своей работе. И Вдовиченков, и Абашин, а самое любопытное - и Венес с Макаревичем - выглядят вполне убедительно. Особенно хороша Алена Михайлова.

-3

Теперь о МИНУСАХ:
1.
Зачем столько мата? Вероятно, авторы сериала хотели создать суровый нуарный детектив, где не было бы никаких сглаженных углов, а копы (по другому их назвать язык не повернется) вели себя максимально правдоподобно, а-ля "True Detective". Однако искусство - оно на то и искусство, что обязано использовать любые инструменты эмоционального воздействия по мере надобности, а не просто для эффектного реверанса в сторону любителей чего-нибудь по-острее. В конце концов, всегда можно найти приличный синоним к слову "тра*ать", чтобы не повторять его шесть раз в рамках одного диалога.

-4

2. Нереалистичные герои. Заявленная проблематика сериала дает нам право надеяться на мощную и реалистичную социальную драму с воспитательным подтекстом, мол, дети не должны лишаться детства, наркотики - это плохо, нужно уметь выбирать друзей и прочее. Но как только в кадре появляется злодей с вкрадчивым голосом, страшным лицом и типичным для комикс-злодея плащом с капюшоном, вся серьезность фильма улетучивается.
Огромный человек с татуировками в черном кожаном плаще ездит по городу на черном фургоне, покупает наркоту, похищает детей и всегда остается незамеченным - это ли не сказка? Сюда же можно отнести образ молодого опера (Венес), который еще вчера гулял по наркопритонам, а сейчас ему дали в руки пистолет, ксиву, посадили на крутой мотоцикл, чтоб гоняться за преступниками. Как можно верить в реалистичность происходящего, когда оно с каждой серией больше напоминает "Людей-Х"?

3. Что с жанром? Все вышеописанное могло бы сойти за эксклюзивный жанровый фьюжн, если бы создатели ко всему прочему не пытались оправдать все происходящее мистической историей про некий водоворот, забирающий души людей. Тут уж действительно недолго запутаться, кто же виноват: маньяк-наркоман, гнилое капиталистическое общество, которому плевать на моральное благосостояние своих детей, или таинственный водоворот? Социальная драма, суровый нуарный детектив, комикс с супер-злодеем, мистический триллер - слишком много всего авторы решили сюда замешать.

-5

Что мы имеем в итоге:
Сериал "Водоворот" никак нельзя назвать плохим. Создатели собрали в нем все самые работоспособные приемы и штампы из западного сериального опыта: проблемы отцов и детей, расследования тайн, опасный злодей во тьме, полицейские с грязным прошлым, насилие, секс, наркотики, перестрелки, модная музыка, сочные кадры. Но именно из-за того, что здесь намешано много чего разного, "Водоворот" рискует пролететь мимо той аудитории, которая предпочитает определенность: фильм может не понравиться ни любителям детективов, ни любителям мистики, ни любителям комиксов, потому что ни того, ни другого, ни третьего здесь в полной мере нет.