Найти тему
Лидеры кино

«Служанка». По зову женской судьбы

Пак Чхан Ук – известный корейский кинорежиссер избрал необычный путь в кино: переосмысление на восточный лад европейских романов. «Олдбой» – это вольная экранизация «Графа Монте-Кристо»; «Жажда» – фантазии на тему романа Эмиля Золя «Тереза Ракен» . «Служанка» (2016) - своеобразная экранизация романа английской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа».

Эти романы очень непросто перенести на восточную почву. Но помните, как в стихах Киплинга:

«Будь верен судьбе цыганской,

Где закат уходит на дно,

И на рыжей волне джонки пляшут в огне,

А Восток и Запад – одно».

Действие сюжета в роман Уотерс происходило в Англии девятнадцатого века, Пак Чхан-ук в «Служанке» перенес его в Азию 30-х годов двадцатого века. Фильм во многом построен на атмосфере жизни аристократов в ситуации японской колонизации Кореи.

-2

По сюжету мошенник по прозвищу Граф предлагает бедной девушке Соке поучаствовать в задуманном им плане: жениться на молодой и богатой японке Хидэко, объявить ее сумасшедшей и завладеть богатством. Раскрывать сюжет далее не стоит.

Пак Чхан Ук – мастер жанрового кино. В ленте «Служанка» соединились плутовской роман и бульварный детектив и эротический триллер.

-3

Эротика в Корее ограничена множеством запретных табу. Как, впрочем, и сексуальная жизнь . Например, в Корее категорически не принято вступать в брак до окончания вуза. "Мужчина – Небо, женщина – Земля". Этот конфуцианский взгляд на многие века определил положение женщины в Корее. Если мужчине в какой – то мере дозволялось иметь связи на стороне, то для женщины такое поведение было абсолютно не дозволительно. Роман Уотерс представляет именно женщин более свободными в сексуальном поведении и образе жизни.

-4

Пак Чхан Ук сразу же объявил, что эротические сцены – самое сложное в фильме. Поэтому их снимали первыми. Во время эротических сцен всех участников съёмочной группы просили уйти, так что на съёмочной площадке оставались только женщины с микрофонами на штангах. Съёмки проводились управляемыми дистанционно камерами. Посторонним было запрещено, посещать съёмочную площадку в такие дни, занятым в работе над фильмом мужчинам просто давали выходной.

В «Служанке» разоблачаются два порока: алчность и похоть. Причем если граф Фудзивара прост в своем желании ради денег истреблять мир, то героини фильма следуя по пути порока выбирают изощренный и плутовской путь. Правда леди Хэдико с детства подвергалась насилию, читая по приказу дяди собравшимся мужчинам гостям порнографические романы. Сюжет тем и хорош, что представляет собой борьбу героев, сцепившихся друг с другом в смертельный клубок.

Популярность фильмов Пак Чхан Ук во многом объясняется тем, что их идеи он ищет среди самых разнообразных источников — криминальная хроника, эллинские мифы, пьесы античных трагиков бесчисленные перепевы «Графа Монте-Кристо», британские детективы , болливудские экшн-мелодрамы, японские комиксы и японское «культовое кино», тарантиновский эпос отмщения «Убить Билла».

Все это дало ему возможность создать одновременно и коммерчески зрелищную и психологически глубокую сложную картину. По мнению критика Антона Долина: «Как у Хичкока, талантливым учеником которого всегда был Пак Чхан Ук, многое здесь – совсем не то, чем кажется». Как и роман, фильм поделен на три части, причем в каждой повествование ведется как бы от лица одного из трех главных героев. Когда рассказчик круто меняется, усиливается интрига.

Усиливает интерес необычность эпохи. Это время, когда существовал традиционный уклад жизни, а современные элементы только зарождались.

Дом богача Казуки, где живет Хэтико, отражает его преклонение и перед Японией, и перед Западом, сочетая оба стиля. Когда герои входят в «японскую» часть дома, они должны снимать обувь. Когда проходят в «западное» крыло, должны снова ее надеть. Комната Хидеко – в «западном» крыле, она спит в кровати и живет как западная леди. По контрасту, следующая комната – для служанки, – в японском стиле. Служанка Соке живет в раздвижном стенном шкафу для хранения постельных принадлежностей.

На Хидеко очень сильно сказалось ее воспитание. Она думает совершенно иначе, нежели другие люди. Она замкнута. Будучи под постоянным давлением, она не может жить, как обычный человек. Существуя в пространстве, где нет места любви и привязанности, она замуровала все эмоции внутри себя. В похожем положении служанка Соке: бесправие и нищета наделяют ее способностью защищаться в самых необычных обстоятельствах. Хидеко и Соке готовы к тому, чтобы понять друг друга.

Фильм снимался сразу на японском и корейском языках. Перенеся европейский роман в аннексированную Корею, режиссер остроумно сместил повествование в сторону борьбы нации против японской оккупации.

Владимир Жерехов

Просьба оставлять комментарии и при желании подписываться