Найти тему

Плоды реставрации

Оглавление

В «Витославлицах» пока не придумали, как вырастить не простые, а молодильные яблоки, но деревянные храмы омолодили.

Юные яблоньки в Музее деревянного зодчества «Витославлицы» в этом году заплодоносили. На веточках, отходящих от тонких стволов – несколько красных яблок. Возрождение яблоневого сада графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было предусмотрено в масштабном проекте реставрации объектов музейного комплекса в рамках программы Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России», который начал осуществляться в 2017 году.

-2

Мы идём по дорожкам распланированного молодого сада. Сегодня Новгородский музей-заповедник показывает очередные три отреставрированных объекта из 26 включённых в проект.

Церковь Успения Богородицы из села Курицко Новгородского района, 1595 г.
Церковь Успения Богородицы из села Курицко Новгородского района, 1595 г.

Гордость и изюминка «Витославлиц», памятник, с которого и начался музей, - церковь Успения Богородицы из села Курицко Новгородского района 1595 года постройки.

- В августе 1964 года церковь была перевезена на территорию музея, через год храм был собран под руководством создателя «Витославлиц» Леонида Егоровича Красноречьева, и есть уникальные панорамы музея 1965 года, которые выполнены как раз с лесов шатра Успенской церкви, - рассказывает Олеся Гаврилова, заведующая музеем деревянного зодчества. – Завершилась реставрация храма, и для нас важно не только то, что это памятник XVI века и первый экспонат музея, но и то, что это единственный объект, который был реставрирован методом полной переборки.

Стоит заметить, что при возведении первого объекта новгородского музея деревянного зодчества и у архитектора, и у плотников было стремление сохранить очень много подлинного материала, подлинных конструктивных элементов, несмотря на то, что часть из них была уже не в очень хорошем состоянии. За 50 лет состояние храма, конечно, значительно ухудшилось. Поддомкратить такое сооружение, чтобы извлечь из сруба отдельные брёвна с дефектами, сгнившие, а их было много – задача невыполнимая. Поэтому и было принято решение разобрать сруб и произвести в процессе сборки замену пришедших в негодность элементов конструкций. 

- Образ церкви не изменился по сравнению с тем, который был при реставрации Леонидом Егоровичем Красноречьевым в 1964-1965 годах. Но у нас появились некоторые новые исторические сведения, - комментирует Виктор Попов, главный архитектор проекта комплексной реставрации, ведущий архитектор-реставратор Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы».

- В архиве Музея архитектуры в Москве были обнаружены обмерные чертежи академика Покрышкина, который в 1911 году эту церковь обмерял и делал проект консервационных работ. По его чертежам удалось установить, что в подклети храма была дверь, о которой Леонид Егорович не знал, и мы её восстановили. В южном приделе с восточной стороны было такое же окно, как и в основном алтаре, мы его тоже сделали. И те окна, которые были, как думал Красноречьев, на южной стене придела, оказалось, располагались всё-таки первоначально на северной, и мы тоже их сюда перенесли. Это детали, но они очень важные – мы возвращаем храму достоверность.

-4

- Какие конструкции были заменены? – интересуюсь у главного архитектора проекта.

-  При переборке легче всего сделать замены старых, гнилых брёвен на  новые. Конечно, мы это сделали. Но цель была – сохранить максимальное  количество старой древесины. Поэтому все светлые части на срубе,  отличающиеся по цвету от старых, - это и целые брёвна, заменённые на  полное сечение, и есть так называемые накладки, которые делаются только  на поверхности и предохраняют старую древесину от дальнейшего  разрушения. Таких белых пятен гораздо меньше с внутренней стороны, в  интерьере. Многие брёвна таким образом удалось сохранить.
- При переборке легче всего сделать замены старых, гнилых брёвен на новые. Конечно, мы это сделали. Но цель была – сохранить максимальное количество старой древесины. Поэтому все светлые части на срубе, отличающиеся по цвету от старых, - это и целые брёвна, заменённые на полное сечение, и есть так называемые накладки, которые делаются только на поверхности и предохраняют старую древесину от дальнейшего разрушения. Таких белых пятен гораздо меньше с внутренней стороны, в интерьере. Многие брёвна таким образом удалось сохранить.

- Применялись ли новые методы консервации и сколько церковь простоит до очередной переборки?

- Самые большие утраты обычно связаны с состоянием кровель. Если кровля не течёт – разрушений немного. Здесь кровли текли. На галереях, когда мы их разобрали, пришлось заменить практически все слеги, они за 50 лет просто превратились в труху. Поэтому надёжность кровель на первом месте. Поэтому мы здесь, да и не только на этом памятнике, для гидроизоляции применили современный материал. Проведена пропитка противопожарными составами, установлен молниеотвод. Надеюсь, что всё это надолго защитит конструкции храма.

- Какие трудности возникли при реставрации?

- При реставрации всегда возникают вопросы, как лучше сделать. Мы решаем, оставлять старый материал или нет, особенно, если на нём есть «информационные следы» - например, подтёсы, пазы. Процесс принятия решения при любой реставрации непростой, это как весы - потому что надо и сохранить конструкцию, и обеспечить её прочность.

Два года ушло на то, чтобы церковь Успения Богородицы из села Курицко предстала в обновлённом виде. Правда, войти вовнутрь посетители смогут лишь с началом следующего туристического сезона. Музейщикам ещё предстоит реконструировать иконостас, тябла которого находятся внутри храма и занимают всё внутреннее пространство. А генеральный подрядчик – АО «Ренессанс-Реставрация» - к осени завершит благоустройство территории.

-6

Мы подходим к изящной часовенке. Её перевезли в музей из деревни Малышево Пестовского района в 1981 году и реставрировали в 1986-м.

- Посвящение её было неизвестно, и только недавно удалось установить, что она посвящена Марии Магдалине, - рассказывает Виктор Попов. - Часовни – это особые культовые сооружения, там службы не проводятся, но для жителей они важны – можно ежедневно совершать требы, читать часы, отсюда и название – часовня. Время её постройки по типологическим признакам – конец XVIII века. По местным преданиям, она стояла не в самой деревне, а на озере. Поэтому и в музее её расположили ближе к озеру, и стоит она уединённо. В самой деревне вокруг часовни сохранились остатки каменной валунной ограды, и мы воспроизвели это оформление. 

Часовня из деревни Малышево Пестовского района, XVIII в.
Часовня из деревни Малышево Пестовского района, XVIII в.
Виктор ПОПОВ
Виктор ПОПОВ

Виктор Александрович поясняет, что проектом реставрации часовни была предусмотрена и произведена замена всех кровель – тёсовых и лемеховых, заменён крест, установлена молниезащита. Выровнен сруб и пол, часовню для этого приподнимали - она маленькая и такую операцию можно было осуществить. Заменены некоторые брёвна, особенно те, которые держат галереи, потому что они провисали. Сложными были работы по устройству отмостки и отводу воды – в том числе и потому, что рядом с часовней, почти нависая ветвями на неё, стоит примечательная берёза, и сохранить её – было обязательным условием для подрядчика.

Следует добавить, что, в отличие от других объектов, здесь сохранился подлинный иконостас, и после его реставрации и изготовления копий икон (некоторые из них с богатыми окладами) часовня будет открыта и примет посетителей.

А вот для церкви Николы из деревни Мякишево Хвойнинского района 1642 года постройки метод переборки не потребовался, хотя, стоит оговориться, уже в процессе реставрации обнаружились дополнительные трудности и работа велась сверх проекта.

Церковь Николы из деревни Мякишево Хвойнинского района, 1642 г.
Церковь Николы из деревни Мякишево Хвойнинского района, 1642 г.

- Основные проблемы были связаны с протечками кровли, - пояснил Виктор Попов. - Верхние брёвна под ней находились в сырости, пошла гниль. Первой задачей было – сделать надёжные кровли, затем установить накладки на повреждённые брёвна. Но когда стали разбирать кровлю, обнаружилось, что и на слеги тоже попадала вода, и некоторые из них тоже пришлось полностью заменить.

Церковь Николы из деревни Мякишево Хвойнинского района, 1642 г.
Церковь Николы из деревни Мякишево Хвойнинского района, 1642 г.

В проекте невозможно всё предусмотреть, пока не вскроешь конструкцию, считает архитектор. А деревянные кровли, по его мнению, необходимо менять через 15-20 лет. Кроме кровли на Никольской церкви полностью заменили и лестницу крыльца – для удобства посетителей, потому что старая была слишком крутой. Видоизменить лестницу, сделав более пологой, реставраторы посчитали возможным, потому что и предыдущая конструкция не была подлинной – лестница была реконструирована Леонидом Красноречьевым при размещении церкви в музее. Зато теперь и дождь не будет попадать на нижние ступени, потому что установлен водоотвод. 

-11
Новгородцев и гостей города, конечно же, интересует вопрос, какая  часть музея «Витославлицы» сейчас доступна для посетителей. По словам Олеси  Гавриловой, за 2017-2018 годы были отреставрированы все объекты  северо-восточного музейного сектора, и они давно открыты для  посетителей, причём во многих объектах, которые и вовсе не открывались,  это в основном храмы, теперь представлены восстановленные иконостасы.
Новгородцев и гостей города, конечно же, интересует вопрос, какая часть музея «Витославлицы» сейчас доступна для посетителей. По словам Олеси Гавриловой, за 2017-2018 годы были отреставрированы все объекты северо-восточного музейного сектора, и они давно открыты для посетителей, причём во многих объектах, которые и вовсе не открывались, это в основном храмы, теперь представлены восстановленные иконостасы.

Сейчас в работе находятся главные жилые постройки – 4 избы на центральной деревенской улице в притрактно-мстинском секторе. На двух избах работы практически завершены. К концу осени все они предстанут перед посетителями с новыми экспозициями, которые музейные сотрудники  уже разработали и готовы смонтировать.

Если говорить о территории музея «Витославлицы», которая составляет 33,4 гектара, то открыта для посещения одна треть. Но если взять количество объектов, которые представлены для показа, - это половина музея.

По информации представителя генерального подрядчика АО «Ренессанс-Реставрация», работы, включая окончание благоустройства территории «Витославлиц», на всех объектах из 26 по проекту, за исключением одного, завершатся уже осенью этого года. Сейчас реставрационными работами в музее заняты около 100 рабочих. До ноября 2021 года продлён срок реставрации церкви Рожества Богородицы 1531 года из села Перёдки Боровичского района. Это самый красивый объект «Витославлиц», он и в Перёдском монастыре был главным праздничным храмом.   

- Первый проект реставрации церкви Рождества Богородицы не предусматривал переборку храма. Но, когда поставили леса и специалисты ещё раз внимательно, до самых куполов, изучили состояние объекта, поняли, что церковь можно реставрировать только таким способом, - объясняет Олеся Гаврилова. - К этому решению пришли не сразу. В Великом Новгороде собрался научно-методический совет Министерства культуры РФ, в который входят известные, маститые архитекторы-деревянщики. Специалисты в течение нескольких дней обследовали памятник, и коллегиальное решение было таким: только методом полной переборки можно качественно отреставрировать этот храм.

Но оно ведь и понятно: огромный храм, крестообразный в плане, с большими галереями-гульбищами - просто так его не поднимешь домкратом, чтобы заменить повреждённые конструкции. Всемирный банк поддержал новый проект, выделил дополнительное финансирование и перенёс срок окончания реставрации храма на конец 2021 года.

Сейчас его площадь в лесах, сквозь деревянную решётку можно увидеть уже 16 заново сложенных нижних венцов.

-13

А рядом рабочие из архангелогородской «Поморской плотницкой школы» ошкуривают массивные брёвна для последующих рядов. У них горячая пора, несмотря на то и дело проливающийся дождь.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора