Найти тему
Strunki.ru

Как подготовиться к записи альбома?

Оглавление

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина Струнки.ру: https://www.strunki.ru/

Рано или поздно любой музыкант задумывается о том, чтобы навсегда перенести свои музыкальные творения на цифровой или аналоговый носитель в виде готового альбома и далее распространить их в массы. Да, сегодня мы поговорим о таком непростом и ответственном процессе, как запись музыки.

Первая запись – крайне важный этап как для группы, так и для музыканта-новичка. И процесс этот, как ни странно, очень непростой и кропотливый – соответственно и подготовка к процессу записи должна быть очень тщательной. Особенно с учетом того, что на запись группе придется потратить немало времени и ресурсов.

Играйте под метроном

Попадание в ритм - важнейшая вещь на записи
Попадание в ритм - важнейшая вещь на записи

Пожалуй, самым важным моментом в подготовке к записи является слаженная игра. Всей группе нужно репетировать под метроном, при этом довести свое чувство темпа в записываемых композициях до идеального состояния. Запись – визитная карточка группа, которая должна звучать максимально чисто и четко по ритму. В конце концов, это поможет группе чувствовать себя спокойно не только на записи, но и во время живых выступлений.

Четкое знание песен

Помимо идеального владения ритмом композиций музыканты должны четко знать и понимать структуру песен, нюансы своих партий, пожелания в звуке в определенных моментах.

Резюмируя первые два пункта – открывая дверь студии, вы должны четко знать свои композиции и играть их как единая слаженная система.

Референсы

Перед походом на студию вы уже должны знать, как должен звучать финальный результат. Выберите примеры звучания, которого вы бы хотели добиться – эти референсы обязательно должны быть доведены до звукорежиссера еще до записи, чтобы он мог подстроить все оборудование для получения желаемого звучания.

-2

Запаситесь расходниками

Помимо обеспеченности навыками игры, запаситесь и всем необходимыми материальными элементами:

  • Струны – на записи используйте только свежие струны, в среднем комплект стоит менять после записи каждого 1-3 треков (в зависимости от продолжительности сессии записи одной песни);
  • Шнуры – не каждая студия дает музыкантам в аренду инструментальный кабель, поэтому либо выясняйте этот вопрос заранее, либо купите себе свои собственные качественные шнуры;
  • Медиаторы – возьмите наиболее удобные по толщине и форме медиаторы, в идеале на записи не использовать старые стертые медиаторы, так как это может мешать игре и ухудшать атаку;
  • Звукообработка – тут все понятно: никто лучше вас не знает, как должны звучать инструменты в каком моменте. Поэтому либо четко объясните все нюансы звукорежиссеру, либо имейте в наличии собственную цепь эффектов/процессор эффектов с настроенными эффектами.
  • Настроенный инструмент – перед походом на студию позаботьтесь о том, чтобы отстроить свой инструмент и всю фурнитуру. Для этого лучше посетить гитарного мастера, который за несколько часов и небольшое вознаграждение дополнительно к настройке обработает инструмент специальными средствами, отшлифует лады и даже поможет вам установить струны.

Выбор студии и продюсера

Группа и звукорежиссер должны быть на одной волне
Группа и звукорежиссер должны быть на одной волне

Данный этап не менее важен, чем подготовка непосредственно группы и музыкантов. Даже небольшой промах звукорежиссера может полностью уничтожить вашу творческую задумку и сделать ваш релиз провальным. Что необходимо сделать для того, чтобы выбрать правильную студию:

  • Послушайте на различной аппаратуре записи, сделанные на той студии, куда вы отправляетесь на запись. Познакомьтесь и с теми работами, которыми занимался ваш будущий специалист по сведению. При этом не слушайте примеры работ на студийном оборудовании – на хорошей акустике и в хороших мониторных наушниках почти вся музыка звучит хорошо : )
  • Не упускайте из виду отзывы и рекомендации. Наверняка вы знаете много музыкантов – воспользуйтесь их помощью в данном вопросе. Собирайте как можно больше сторонних мнений перед тем как сделать окончательный выбор.
  • Сходите на предварительную встречу. Рекорд-сессия – это достаточно сложный процесс, сопряженный с большим стрессом и напряжением для музыкантов. Чтобы не брать на себя дополнительный груз волнения и проблем, встретьтесь предварительно с будущим звукорежиссером. Это должен быть достаточно отзывчивый и простой в общении человек, он не должен вызывать у вас негативных эмоции, чтобы избежать споров и разногласий во время записи.

При этом не забывайте, что продюсер и звукорежиссер все же должны говорить вам об изъянах и огрехах записи, обращать внимание на проблемы группы, то есть не стоит отдавать предпочтение и слишком добродушным, компанейским ребятам, которые скорее всего отнесутся к вашей записи достаточно наплевательски.

Не забывайте, что сегодня, в эпоху бурного развития высоких технологий, как никогда работает утверждение, что шедевры создает не оборудование – а «правильные» люди.

  • Тщательно спланируйте запись исходя из ваших бюджетов и сложности партий. Сегодня на студиях обычно достаточно жесткий график – не растягивайте недельную запись на месяцы, старайтесь следовать разработанному плану, но не допускайте излишней спешки. И всегда делайте поправку не неожиданности – поверьте, они будут. Запись – это «лицо» группы, и она должны быть максимально качественной.
  • Бюджеты. Четко выделяйте бюджеты на запись, сведение, продюсирование и продвижение. Бюджеты, как и время, также необходимо четко распланировать и по-максимуму следовать плану. Выделите 10-15% дополнительного бюджета на непредвиденные расходы: скорее всего они появятся по ходу записи и продвижения.
-4

Проконтролируйте, чтобы звукорежисер и продюсер точно назвали стоимость своих услуг – это поможет избежать непредвиденных затрат по ходу записи.

  • Будьте реалистами. Не бойтесь того, что вы записываете треки слишком быстро. Не бойтесь и того, что запись одного трека растянулась на неделю. Помните, что вокалисты обычно хорошо поют не более 40-60 минут, дальше им становится все сложнее. Не стоит планировать для гитариста рекорд-сессию длиной в 10 часов – это очень утомительно и в физическом, и в эмоциональном плане. Учитывайте все подобные моменты при планировании записи.
  • Не будьте мелочными. Выше мы уже писали про дополнительные расходы – они всегда появляются в самый неожиданный момент. И в такой непредвиденной ситуации стоит четко понимать, что лишние 8-10 часов хоть и нанесут дополнительный ущерб вашему коллективному бюджету, но сыграют большую роль в том, насколько качественным окажется результат трудов. Если от более крутого результата вас отделяет небольшое усилие и совсем небольшие затраты – найдите в себе силы не мелочиться.
  • Не забывайте про эксперименты. Во время записи 90% музыкантов меняют свои партии – это факт. Не из-за того, что они что-то забывают или пытаются упростить их, а из-за стресса. Во время стресса на записи мозг работает значительно активнее – и в такой момент большинство музыкантов находят новые идеи для привычной музыки. В этом нет ничего плохого – это очень полезный момент, который позволяет добавить немного «специй» вашим трекам. Поэтому заложите небольшой запас по времени на такие эксперименты, но старайтесь в целом не отходить от общего плана записи.

Бонус: что вас ждет после записи?

О том, что будет с вашим релизом, стоит подумать еще до записи. Поговорим о том, какие препятствия могут подстерегать музыканта на пути продвижения своего свежезаписанного релиза.

-5

Устаревшие установки

Крупные музыкальные лейблы и студии звукозаписи (которые обычно партнерствуют друг с другом) тысячи раз использовали стандартный трюк: берется посредственный исполнитель, с ним подписывается стандартный договор о сотрудничестве с лейблом, в запись и продвижение вкладывается уйма денег – но при этом воротилы музыкальной индустрии уже прекрасно знают, что это едва ли приведет к чему-то хорошему.

Вы наверняка прекрасно знаете такие случаи: из всех средств массовой информации на слушателей льется информация о той или иной группе, они постоянно мелькают в интернете и на телевидении, звучат на радио и фигурируют во всех свежих подборках в социальных сетях. Такое продвижение – это очень круто. Но не в ситуации, когда запись исполнителя оставляет желать лучшего.

Обратную сторону медали прочувствовать не очень сложно: очень часто такие коллективы с агрессивным промоушеном удивительно плохо звучат и играют, а независимые обзорщики не сильно спешат ставить им 9 и 10 за релизы. Спустя какое-то время лейбл озвучивает музыканту смету затрат и выручку с продаж его вступлений, записей и участия в различных событиях. Естественно, расходы оказываются больше доходов – и как вы думаете, кто погашает эти расходы?

Отсюда вывод: во-первых, лейбл – не панацея. В современном мире тысячи групп самостоятельно записываются, продвигаются и занимаются туровым менеджментом. Да, это сложнее, да, это в некоторых ситуациях требует немалых начальных затрат, но таким образом группа в перспективе может получить намного более позитивный результат от записи. Второй важный момент: первичным аспектом музыкальной деятельности, по которому вас будут оценивать вменяемые люди – это ваши записи. Не концерты, не количество татуировок и пирсинга у вокалиста, не агрессивность промоушена – а именно качество вашей музыки и качество ее записи.

Избегайте хаоса и дезорганизованности

Создание музыки – процесс творческий. А вот доведение музыки до слушателя – это уже в некоторой степени бизнес-процесс, который не должен происходить спонтанно и без планирования. Еще до записи подумайте о том, как будет развиваться ваша группа? Вписывается ли текущая музыка в общую стратегию развития музыкального коллектива? Будет ли вашим нынешним фанатам интересно слушать грядущий релиз?

Ни в коем случае не стоит подстраиваться под «рыночек» и под слушателей – собственное лицо и идейность должны стоять во главенстве творчества. Но если вы ожидаете больших результатов от собственной записи, не забывайте и о внешней среде, планируйте свои действия, добейтесь организованности в вопросах развития группы.

Всех обмануть не получится

Заранее учитывайте, что мнение друзей/родственников/особо преданных поклонников о вашей музыке стоит воспринимать скорее как информационный шум. Касается это и этапа подготовки материала для записи, и вопросов по самой рекорд-сессии и тем более вопросов звучания.

Чтобы получить объективное мнение о своей группе, выложитесь на записи по полной и сделайте ее поистине превосходной – в записи должны преобладать не эмоции, а прагматизм и старательность. Не пытайтесь «впарить» косячный релиз общественности, прикрываясь мнением самых приближенных к группе людей.

Не нужно сильно ажиотажить вокруг демо-релиза

Ошибка, с которой начинают многие начинающие коллективы. Помните, что демо – это имено ДЕМОНСТРАЦИЯ того, что вы умеете и что вы сможете, когда у вас будут бюджеты и продюсирование. Сегодня, когда запись и продвижение стоят не так дорого, как лет 10 назад, демо-записи уже мало кому интересны, особенно сотрудникам лейблов и музыкальных СМИ.

Вы можете делать демо-записи и даже демо-релизы для своих слушателей, но такие записи никак не помогут вам в продвижении. Не стоит также посылать эти демо-записи на лейблы – специалисты по коммуникации с музыкантами уже достаточно давно рассчитывают на полноценные записи. Если вы еще не адаптировались к новой реальности, где даже домашняя запись позволяет достичь результатов, неотличимых от студийного для неискушенного слушателя, то срочно меняйте свои взгляды.