Только посмотрите – за окном уже опустился вечер. Солнце, зевая, перевернулось и медленно поплыло за горизонт, забирая обратно свои лучи. Вот уже прохладнее. Ещё чуть-чуть, и вокруг всё погрузится в ночную тьму…
А вон там, на небе, зажигаются звёзды. Одни совсем крошечные и тусклые, другие – крупные и яркие, но все они светят белым светом, будто расшивая полотно небосвода золотыми нитями…
Но кто зажигает звёзды? Вы не знаете? А вот я вам сейчас расскажу.
Укладывайтесь и слушайте…
В одном деревенском доме жила кошачья семейка – мама-кошка, папа-кот и четыре котёнка. Мама была серенькая, папа – рыжий, а котята – поровну: два серых, два рыжика.
Жили они вольготно. Бегали по саду, ходили, куда хотели, а люди в доме их подкармливали. Кошки тоже в долгу не оставались, следя за тем, чтобы мыши не забирались в хозяйский амбар.
Когда у родителей появились малыши, забот, конечно, прибавилось, но стало гораздо веселее. Сначала родилась рыженькая девочка – вся в отца. Старшая была ужасно серьёзная, крупная и сильная. Потом появился серенький мальчик – копия мамы-кошки. Следом – его серая сестричка. Она была пугливая, боязливая и пряталась за папу. Младший был похож на старшую сестру и родителя – такой же огонёк. Так его и назвали.
Папа-кот был добрый, заботливый, не бранил детей за шалости, а всегда терпеливо всё объяснял. А те росли, как и полагается, обучаясь всем кошачьим премудростям. Вот только младшенький…
Родители часто вздыхали, качая своими усатыми кошачьими головами: «Что-то из него вырастет… Ну, где это видано – дружить с мышатами, подпускать к себе птиц, отвлекаться на всякую… ерунду».
Правду сказать, котёнок был хотя и рыжий в отца, а вот характер имел матери – та, бывало, предавалась каким-то своим мечтаниям, забывая о домашнем хозяйстве. Тогда Коту приходилось брать всё на себя. Бывало, он спрашивал:
– Мурочка, а что у нас на обед?
Кошечка останавливалась и поднимала свои красивые продолговатые глазки куда-то вверх, будто ища ответа у ветерка или облачка. Так она могла замереть надолго, а Кот только вздыхал, понимая, что вопрос в буквальном смысле повис в воздухе. Тогда он бежал срочно добывать пропитание, а дети порою увязывались за ним, видимо, понимая, что у отца найдёшь не только защиту, но и еду.
Вот только младший – Огонёк – чаще всего выбирал свой собственный маршрут. С ним постоянно приключались какие-то истории. Вот хоть со старым тапком. Вы слышали историю про тапок? Нет?
Однажды Огонёк нашёл возле хозяйского сарая старый тапок. С одной стороны тот совсем прохудился, да и подошва наполовину отскочила. Почему хозяин его не выбросил, остаётся загадкой. Возможно, чтобы не трепать новые тапки, а перед входом в сарай переобуваться.
Правда, тут загвоздка… Тапок-то был один. А где второй? Видимо, хозяин скакал в сарай на одной ноге… Что ж, у всякого свои причуды.
Так вот. Котёнок нашёл тапок, устроился на нём, представляя, что это лодка. «Как было бы здорово отправиться в плаванье!» – думал Огонёк. Можно уплыть далеко-далеко, туда, где ещё не ступала кошачья лапа! Интересно, если бросить тапок в воду, он не утонет?».
И вдруг его размышления прервал какой-то писк. Прямо на кота из глубины материи высунулась острая мордочка, а затем показались ушки. Оказывается, в тапке жил Мышонок – то есть место уже было занято.
– Это я здесь живу! – воскликнул серый малыш и гордо подбоченился.
Котёнок опешил, ведь в мечтах он уже был, по крайней мере, капитаном.
– Что ещё за новости? – сверху спикировал птенец сороки. – Наше это имущество – моя матушка, Сорока, тапок ещё раньше вашего нашла!
– Мяу, – сказал Огонёк. – Какая досада… А давайте вместе отправимся в плаванье. Вместе веселей, не так ли?
И тут показался Кот. Сорочонок сразу упорхнул, мышонок юркнул куда-то в недра сарая. А котёнку попало: птичку не сцапал, мышку не поймал. Куда это годится?
Отец с матерью поворчали, помурчали и решили отправить младшего на рыбалку. Может, хоть это у него получится?
Котёнок же помчался сразу к своим новым друзьям, чтобы сообщить замечательную новость – его отправляют завтра на рыбалку!
– Ребята, давайте со мной! Возьмём тапок и в кругосветное плавание! По дороге будем удить рыбу, глядишь, не пропадём!
– Мы попозже подойдём, – отвечал Сорочонок. – А то всю рыбу тебе распугаем. Вот когда она наловится, тогда другое дело – мы тут как тут, – и мышата радостно закивали, поддакивая птенцу.
На следующее утро, чуть рассвело, Огонёк с удочкой в лапах потопал к речке. Он бежал вприпрыжку, подскакивая на кочках, перепрыгивая через веточки, и смотрел по сторонам. А вокруг было столько интересного! Шелестела трава, цветочки склоняли свои головки, будто приветствуя рыжего полосатика, жужжали мохнатые шмели, порхали бабочки…
– Дяденька шмель, а тебе не жарко? – спросил котёнок.
– Вот ж-ж-же, несмышлёныш-ш-ш, – загудел шмель. – Зато мне не страш-ш-шны заморозки. Ведь у меня очень важ-ж-жная работа – опылять цветы! А ты что ж-ж-же без дела слоняешься?
– У меня важное дело, – немного обиделся Огонёк. – Я на рыбалку спешу, – и побежал дальше.
Вдруг котёнок увидел стрекоз, которые носились над полянкой.
– Вот бы мне такие крылышки, – подумал Огонёк. – Я бы летал, летал… И сверху всё бы хорошенько рассмотрел… Эх, почему котята не летают?..
Понятное дело, что стрекозы не ответили, а только посмеялись над ним, сделали несколько пируэтов и, рассекая воздух, скрылись из глаз.
Наконец, показалась речка. Котёнок пробрался сквозь заросли на её травянистый пологий бережок и устроился с удочкой в лапках. Однако наблюдать за поплавком ему скоро наскучило. К тому же неподвижно сидеть на одном месте не каждому по силам. А уж маленькому котёнку, сами понимаете…
То над речкой проплывало пушистое облачко, похожее на барашка, то по воде бежала рябь от ветерка, то солнышко спряталось за тучкой, то снова выглянуло, будто играло с котёнком в прятки.
Весь день просидел Огонёк на бережке, а друзья так и не показались. Он наловил всего пять рыбок – две маленькие и три большие. Вот уже и вечер, пора было домой возвращаться. Да котёнок так устал, разморило его, он и уснул прямо с удочкой в лапах. А когда открыл глаза, было уже совсем темно. И вдруг в речке что-то блеснуло.
Смотрит Огонёк – в воде звёздочка, потом ещё одна – сверкают, переливаются, и прямо из реки тонкий свет будто прошивает воду. Огонёк аж подскочил – красота-то какая!
Заглянул он в речку и видит – в воде плавает тонкий месяц, а вокруг звёздочки. Как так? Не на небе, а в реке!
И тут ему на нос упала прохладная капля, потом ещё одна и ещё… Дождик что ли начинается?
Огонёк мордочку поднял и ахнул – на небе месяц (в реке-то он просто отражался), а на рожке месяца сидит… Кто бы вы думали? Маленький котёнок. Да такой красивый, и сам будто светится.
Сидит он, значит, на месяце, качается и лапкой слёзы утирает – вот что за дождинки на нос упали!
– Ты кто? – только и выдохнул Огонёк. – Почему плачешь?
– Я Лунный котёнок, – отвечает тот. – Ведь это я звёздочки зажигаю. Да вот несколько в речку уронил. Что теперь делать, как быть…
– Вот это да! – восхитился Огонёк. – Какой же ты счастливый! Звёзды зажигать – это не мышей ловить… А я Огонёк – в деревне живу, во дворе…
– А ты мне не поможешь, Огонёк?
– Да я бы рад, но как?
– А что это у тебя в лапах?
– Удочка это, я рыбу ловил.
– Огонёк, как же здорово, что мы встретились! – говорит Лунный котёнок. – Ты попробуй звёзды из реки выудить. А я тебе дорогу потом буду освещать, чтобы ты не заблудился.
Огонёк был рад помочь. Он забросил удочку, вмиг забыв об усталости, да и выудил понемногу все звёздочки. Потом забрался на высокий косогор, поднял повыше удочку. А Лунный котёнок спустился чуть-чуть на месяце, звёзды лапой подхватил и на место вернул.
Он благодарил Огонька и провожал его до самого дома. Огонёк восхищённо смотрел, как Лунный котёнок касается мягкой лапой ночного небосвода, и от его прикосновений зажигаются звёзды. Они мерцали загадочным светом, подсказывая путь рыжему котёнку.
Огонёк вернулся домой, родители были рады-радёшеньки. Хоть он рыбу потерял и мяукал что-то несусветное о том, как помогал звёзды зажигать, зато был жив-здоров. Его брат и сестрички уже сладко сопели, а мама вылизывала рыжую шёрстку младшенького недотёпы: «Как-то он в жизни устроится? Трудно ему будет…». Материнское сердце, оно такое, больше переживает за непутёвое дитятко.
Рыжий котёнок выглядывал из-за пушистого маминого бока и смотрел, как тонкий месяц качается, будто колыбель, а на самом его краешке сидит Лунный котёнок, обернувшись серебристым хвостом. Он махнул Огоньку лапой, а на небе зажглась ещё одна звёздочка…
А вы видели Лунного котёнка? Вон там он, высоко-высоко, и над вашим домом тоже зажигает звёзды, качаясь на тонком месяце…
Рисунки Виктории Кирдий и Милы Маркос.