Найти тему

Врубель: талант и безумие

Меня с детства увлекала живопись. Чем старше я становилась, тем больше интересовалась уникальными художниками. Врубель - один из тех, кто поразил меня однажды и остался навсегда в списке кумиров живописи.

О Михаиле Александровиче я узнала ещё в начальной школе. Думаю, вы знакомы с картиной «Царевна-Лебедь». На уроке литературы нас просили написать какое-то сочинение о ней. Честно говоря, тогда она меня, как ребёнка, не впечатлила.

"Царевна-Лебедь", 1900 г., Государственная Третьяковская галерея
"Царевна-Лебедь", 1900 г., Государственная Третьяковская галерея

Сейчас же я поражаюсь мастерски прописанным деталям, но всё же ближе моему сердцу оказались "демоны" Врубеля, "Шестикрылый Серафим", "Принцесса Грёза" и "Жемчужная раковина". О этих картинах я узнала уже будучи гораздо старше. А прошлым летом я смотрела на некоторые из них в Третьяковской галерее и не могла оторваться.

Один из секретов живописи Врубеля - бронзовый порошок, который художник добавлял в краски. Таким образом он старался придать картинам глубины и качество цвета. Картины буквально сияли, но эффект был непродолжительным. Впоследствии изображения очень сильно потемнели.

« Она (картина) необычайно эффектна, и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). »
- Н.А. Дмитриева о картине "Демон поверженный"
"Демон поверженный", 1902, Государственная Третьяковская галерея
"Демон поверженный", 1902, Государственная Третьяковская галерея

Тем не менее, они не утратили другой своей ценности - "фирменной" врубелевской лепки. "Демон сидящий" - один из наиболее ярких примеров кристаллобразности живописи мастера.

Эту особенность можно хронологически проследить в работах художника: с возрастом его кисть становилась более уникальной и чёткой. В живописи Врубеля талант граничит с безумием. И это не красивая фраза, а реальность. Художник постепенно сходил с ума:

« Всю зиму Врубель работает с страшным напряжением. Вместо обычных трёх — четырёх часов, он работает по 14, а иногда и больше, — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух, — это он называл своей прогулкой. Весь поглощённый работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал с своими. Демон уже много раз был почти закончен, но Врубель снова и снова его переписывал. »
- С.П. Яремич о работе Врубеля над картиной "Демон поверженный"

Врубель прошел творческий путь от иконописи до духа модернизма в своей живописи. Интересно, что многие наиболее знаменитые картины художника были созданы им в период психической болезни.

Врубель ушёл из жизни довольно рано - в 54 года. Но после себя он оставил уникальное наследие не только в живописи, но и графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.

« Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. »
- В. Я. Брюсов

Больше о живописи, литературе и истории искусств - скоро, на этом канале.