Найти тему
Развивайтесь.ру

Как повысить самооценку ребенка?

Воспитать успешного, уверенного в себе человека желает каждый родитель. На успешность, помимо объективных причин, влияет еще и самооценка самого человека. Формирование самооценки ребенка начинается в младшем дошкольном возрасте под влиянием окружающих и, в большей степени, родителей.

Самооценка – это представление человека о себе, своих возможностях и места среди людей. Это то, как мы оцениваем свои возможности, характер, интеллектуальные способности и прочие психологические явления.

Выделяют три типа самооценки:

• Заниженная

• Адекватная

• Завышенная

Формирование каждого типа самооценки зависит от отношения близких людей к ребенку. Самым желательным типом самооценки является адекватная самооценка ребенка. Она формируется в том случае, если родители стараются понимать ребенка, поддерживать его и последовательно выстраивают воспитание. При развитии адекватной самооценки у ребенка формируется уважительное отношение к окружающим, он спокойно может попросить о помощи и принять ее.

Заниженная и завышенная самооценка относится к типу неадекватной самооценки. Особенностью завышенной самооценки детей является неуважительное отношение к старшим, пренебрежительное отношение к сверстникам и тем, кто младше. Ребенок старается быть лидером во всём и везде, высмеивает достижения других, не считается с мнением окружающих. Не видит своих слабостей, часто бывает агрессивен. Родители могут считать, что лучше пусть у ребенка будет завышенная самооценка, чем заниженная – это не есть хорошо. При достижении подросткового возраста, когда мнение одноклассников и друзей станет более важным, чем мнение родителей, он может разочароваться в себе настолько, что потеряет веру не только в себя, но и в тех людей, которые ему на протяжении многих лет врали. Потом будет очень тяжело научить ребенка верить Вам, верить в себя и свои силы.

Особенностью развития заниженной самооценки ребёнка является неадекватное отношение родителей, когда ребенку постоянно говорят: «Ты не на что не способен!», «Ты никому не нужен!», «Да что ты вообще можешь сделать?». Не говоря уже об унижениях и оскорблениях в его адрес. Такие дети очень тревожны, не верят в себя и в свои силы, не способны сами принять решение и что-то сделать. Такой ребенок изначально настроен на неудачу, боится доверять другим. Всегда ждет предательства и оскорбления в свой адрес. Такие детки не находят поддержки в детских коллективах, избегают коллективных игр, испытывают одиночество.

Как узнать самооценку ребенка?

Есть много способов и громоздких тестов, но предлагаем воспользоваться самым простым из них. Тест называется «Лесенка». Этот тест проводят с детками от трех лет. На листе бумаги нарисуйте ступеньки вверх, объясните, что на самой нижней ступеньке находятся непослушные детки, те у которых ничего не получается. Тогда как на самой верхней расположились самые послушные дети, у которых все и всегда получается. Попросите ребенка нарисовать себя на этих ступеньках, где он себя видит. Далее делаем вывод о развитии самооценки ребенка. Тревожность вызывают две ступени: сверху и снизу.

Самым опасным и нежелательным типом самооценки является – заниженный. Дети с такой самооценкой постоянно живут в позиции жертвы. Они постоянно нуждаются в поддержке и опоре. Всю ответственность за свои поступки перекладывают на других, не взрослеют, живут в постоянном страхе, к которому постепенно привыкают. Самое опасное то, что не все партнеры готовы постоянно принимать таких людей. Вскоре “жалельщиков” становится все меньше и меньше. Люди с заниженной самооценкой ничего не добиваются в жизни, постоянно находятся в плохом настроении, у них повышенная тревожность, могут находиться в депрессии.

Что делать родителям, если у ребенка заниженная самооценка? Конечно же нужно ее постараться поднять на уровень адекватной самооценки. Как это сделать? Мы предлагаем несколько рекомендаций по формированию самооценки ребенка:

• Хвалите своего ребенка авансам. Говорите ему, что у него всё получится и Вы в него верите.

• Интересуйтесь мнением ребенка по любому поводу, какую купить Вам сумочку или какие обои выбрать для гостиной. Примите его мнение как должное и сделаете так, как он сказал.

• Признавайте ошибки и просите за них прощение, тогда малыш может понять, что ошибаются все и это не страшно. Самое главное - нужно научить ребенка исправлять ошибки. Если что-то вымазал, возьми тряпочку и вытри, если получил плохую отметку - подойди к учителю и исправь.

• Обращайтесь за помощью, детки очень любят помогать. После оказания помощи обязательно похвалите.

• Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач. Снижайте планку требований если она завышена.

• Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся только положительно. Ты можешь стать хорошим боксером, гениальным программистом.

• Радуйтесь вместе с ребенком его достижениям, хорошим оценкам, интересным поделкам.

• Не забывайте говорить, как сильно вы его любите и как рады что он у Вас есть.

• Разбирайте с ребенком возникающие у него проблемы и неприятности в дружеской и непринужденной обстановке.

• Проанализируйте свое отношение к ребенку.

• Расскажите своему чаду каким он был замечательным карапузом, покажите фото и видео, где он учится ходить. Помогите ему вспомнить ситуации его триумфа и успеха в каких-либо делах, даже самых незначительных.

Наказание играет большую роль в формировании самооценки у детей. Наказывать детей с заниженной самооценкой нужно правильно:

  • Не унижать.
  • Не вспоминать о старых проступках и шалостях
  • Если сомневаетесь, стоить ли наказывать, то лучше откажитесь от наказания
  • При наказании не лишайте ребенка любви и заботы
  • Ни в коем случае не отнимайте подарков
  • Наказание не должно быть физическим или психологическим.
  • Одно наказание за всё сразу
  • Отмените наказание если ребенок совершил достойный поступок, но обязательно объясните ребенку почему Вы так поступили

Развитию адекватной самооценки у детей помогут простые правила на каждый день

  • Развивайте таланты ребёнка, давайте ему возможность проявить себя в разных направлениях танцы, театр, искусство, борьба. И все время поддерживайте его, никогда не говорите, что он - бездарность и у него ничего не получится.
  • Давайте возможность проявлять свои эмоции и говорить о чувствах, которые он испытывает.
  • Устраните психологическое давление. Если на малыша в детском саду оказывают давление сверстники или воспитатели, поговорите с ним о переводе в другую группу или вообще другой сад.
  • Разрешайте ребенку помогать Вам.
  • За плохой поступок ругаем не самого ребенка, а его действия. Объясняем это малышу.

Есть специальные методики для повышения самооценки ребенка, разработанные психологами, которые успешно применяются в психологической практике. Мы хотим рассказать вам об одном из них. Как часто мы взрослые не замечаем маленьких успехов наших детей, а видим только их неудачи. Мы больше ругаем, чем хвалим, тем самым формируя низкий уровень самооценки ребенка. «Копилка достижений» - это методика, разработанная для повышения уровня самооценки. Её очень легко сделать дома, так как не нужно ни каких профессиональных приспособлений или интерпретаций психологов.

  • Создаём вместе с ребенком коробочку, которую называем «Сундучок достижений». Украшаем коробочку так, как ребенку хочется и ставим в досягаемое для него место.
  • Даем малышу задание. Все свои успешные дела, достижения, пусть даже самые маленькие: прочитал книгу, убрал игрушки, почистил зубки и т.д. записываем или зарисовываем.
  • Далее складываем все в эту коробочку, каждый день коробочка должна пополняться. Если вдруг ребенок забыл или не успел, то сделайте записи вместе с ним перед сном.
  • Раз в месяц или в свободное время родители вместе с ребенком пересматривают все достижения, при этом замечая, какие из них стали лучше, например, стал быстрее читать или нарисовал картинку ярче и искуснее чем в прошлый раз.
  • Данное упражнение поможет научить ребенка замечать свои достижения и гордиться ими даже самыми маленькими и незначительными.

Ну и конечно самый главный способ повысить самооценку у детей любого возраста - это безусловная любовь родителей. Любите своих детей, верьте в их силы, обнимайте их как можно чаще, говорите о своих чувствах – это нужно детям любого возраста.

Больше полезной информации найдете в нашем блоге .

Развивайтесь.ру