Читать книгу «Без присмотра» из цикла «Белослав Отмельной».
Вдохновение, как вы понимаете, приходит, откуда не ждали. Будет не совсем корректно сказать, что на написание книги меня вдохновили одновременно: правление Ивана III, творчество братьев Стругацких и сериал «Игра престолов». То есть, сказать-то можно, потому что это во многом правда. Но некорректно, так как выделить, что там на какую часть сюжета повлияло, где прямые отсылки, а где только сходства, мне самому уже трудно.
Но что же у меня в книге именно русского?
У меня такое впечатление, что создавая фэнтези на старославянской или старорусской культурной основе, наши авторы стремятся сохранить прочную связь сюжета с реальностью. И чаще создаются не отдельные магические миры, а просто магический элемент вписывается непосредственно в отечественную историю. Или, хотя бы, в существующие наши мифы/легенды/сказки. Так удаётся яснее передать читателю связь с чем-то родным, свойским. И это не говоря про распространённость попаданческого сюжета, где связь нашего и потустороннего наиболее крепкая. Ничего в этом плохого или странного. В нашей культуре всегда сохраняется большой запрос на «правдивость», и думается мне, что заветная надпись «Основано на реальных событиях» сразу повышает интерес читателя/зрителя/слушателя.
Однако, начиная работу над книгой, я взял крен в другую сторону. Думаю, что мечтания о создании своей фэнтези-вселенной бередят многие тысячи умов. Вот и мой также в стороне не остался. Потому, вдохновившись славянской и старорусской эстетикой, я захотел выстроить на её основе мир новый, свой собственный. Никак с нашей реальностью не связанный.
Терема да палаты, князья да цари, мечи да булавы, колдуны да ведьмы — все эти образы нам знакомы с детства, и понятно, что просто накидать их побольше и замешать будет недостаточно. Тем не менее, чему жанр фэнтези даёт простор, так это эклектике.
Сперва в моём воображении мелькали более картины древние, с деревянными городищами, с языческими идолами да с нечистью, что по ночам гуляет свободно. Но к тому же давно не давало мне покоя более тесного смещения магического и прогрессивного. Собственного, с этим вопросом уже несколько десятков лет как успешно справляется стимпанк, казалось бы! Поэтому я откатился от него назад в прошлое и остановился условно между языческой древностью и технической революцией.
Вот и получилось: переход от средневековья к Новому времени; правят на Руси Иван III да Василий III, а там уж и до Грозного недалеко; от Ига страна избавилась, собираться из отдельных кусков вместе начала. Тут уже и порох вовсю используется, и под его влиянием ломаются все боевые привычки. И в управлении государством формируются уже новые порядки. И в быту, и среди сословий отношения меняются.
Так из смеси старославянских и послеордынских элементов и зародилась книга, такая значительная часть её фундамента. Но залегли в нём и другие значимые составляющие, о которых чуть позднее…