Найти в Дзене
Деловой Бийск

Опыт малого бизнеса Яна и Татьяны Любянец

Ян и Татьяна Любянец из той категории людей, кто не ищет счастья в чужих краях, а идет к тому, чтобы обрести его в родном городе. Главное, считают они, — это грамотно выбранное направление и любовь к своему делу, а этого у них точно с избытком.

Неслучайно за 8 месяцев их маленький семейный бизнес — доставка горячих обедов — „вырос“ из домашней кухни настолько, что потребовалась аренда дополнительного помещения и помощники. Подробности этой истории Ян рассказал в интервью нашему изданию.

— Сегодня многие молодые люди стремятся уехать из Бийска, считая, что в других городах и регионах больше возможностей себя реализовать. Вы об этом думали?

— Когда я служил в армии, у нас с Таней были планы переехать в город-миллионник. Но за время службы я поездил по большим городам и понял, что возможности есть везде, а если ты не можешь что-то сделать в одном месте, то в другом у тебя тоже, скорее всего, не получится. Мы занимаемся тем, в чем неплохо разбираемся, что умеем и любим делать — готовим вкусную домашнюю еду и доставляем ее людям. До этого мне довелось много где поработать, в том числе в местных заведениях общепита, но всегда было желание иметь собственный бизнес, работать на себя. В нашем городе это тоже оказалось возможным: у нас много компаний, доставляющих суши, роллы и пиццу, а вот доставки домашней еды мало. По крайней мере до недавних пор таких организаций было немного. Сейчас наблюдаем, как стали появляться аналогичные нашей доставке фирмы. Причем появляются не только в Бийске: похожая компания недавно открылась в Барнауле, с похожим названием и практически копией нашего аккаунта в соцсетях. Видимо, наш пример многих вдохновляет.

— А вы сами как начинали дело? У вас был на вооружении чей‑то опыт?

— Я знаю несколько организаций в Бийске, которые довольно давно занимаются доставкой обедов, но это крупные предприятия. У нас другой формат: домашний бизнес в четыре руки, плюс всю еду мы готовим в день доставки, поэтому свой опыт нарабатывали с нуля, включая организацию доставки и продвижение услуги. Все было: ошибки, неудачи, потеря клиентов… Если честно, до начала этого бизнеса я о соцсетях-то мало что знал, максимум — как выложить фото и видео. Помог друг, мой бывший одноклассник, у которого тоже небольшой бизнес. Он научил меня продвигать услуги через Интернет, подсказывал какие-то моменты, а дальше мы постепенно стали вникать сами. Большинство наших потенциальных клиентов узнают о нас именно через соцсети. Кстати, так у нас появились первые заказчики, причем еще до того, как мы начали работать: сотрудники одной компании увидели в Инстаграме анонс об открытии нашей доставки обедов и в первый же день сделали заказ.

— Времени на все это хватает?

— Сейчас с этим уже напряженно. Ведение того же аккаунта в соцсетях на самом деле отнимает очень много времени. Это только на первый взгляд просто. Казалось бы, что сложного: выложить фото и написать к нему текст?.. Но нужно постоянно чем-то поддерживать интерес публики, при этом сам бизнес тоже не стоит на месте: заказы нужно приготовить, упаковать, развести по адресам, а их становится все больше. Семья тоже требует внимания, и если раньше у нас хватало времени на все, то сейчас мы видим, что на себя его практически не остается, любая свободная минута — для общения и занятий с сыном.

— То есть ситуация с коронавирусом и ограничительные меры не помешали развитию вашего бизнеса?

— Определенный спад заказов, конечно, был. Если до марта мы отмечали ежемесячный стабильный прирост клиентов, то, когда ввели ограничительные меры, их число резко уменьшилось где-то на пятую часть от общего количества. Но в дальнейшем цифры уже не опускались. Основная доля клиентов по-прежнему продолжает сотрудничать с нами, при этом мы доставляем обеды не только на предприятия в черте города, но и в близлежащие районы. Их около 20%.

— Сейчас вы работаете над расширением бизнеса, значит, можно сказать, что дела пошли в гору?

— Многие рекомендуют нас другим организациям и своим знакомым, число клиентов постоянно растет, и мы уже с трудом справляемся с таким объемом работы самостоятельно. Это действительно заставило нас задуматься о расширении. В настоящий момент активно ищем помощников, иначе это уже будет работа не в удовольствие, а на износ. Учитывая, что рабочих рук станет больше, недавно взяли в аренду помещение. Сейчас занимаемся его оборудованием, делаем ремонт. Хочется, чтобы все было красиво, удобно и функционально. Параллельно работаем над расширением меню и новым видом услуги — доставкой ужинов. Спрос на это есть, и мы надеемся, что уже в ближайшее время сможем радовать жителей нашего города и его окрестностей вкусным ужином по-домашнему.

Из воспоминаний Яна, опубликованных в соцсетях:

„Я мечтал с детства, что буду готовить, кормить людей всякими вкусностями: открою свое кафе, и жители всего города захотят попробовать мои блюда, с восторгом будут уходить из моего заведения и возвращаться снова. Первой ступенькой на пути к мечте было обучение по специальности „повар“, но, закончив его, я так и не реализовал себя в этом. И вот, спустя несколько лет, снова поставил перед собой цель воплотить в жизнь свои идеи. Конечно, открыть ресторан или даже кафе пока не в моих силах. А что в моих? Ответ пришел почти сразу: почему бы не открыть доставку домашних обедов. Я смогу сам готовить, сам развозить, завоевывать доверие людей. Это и будет очередной ступенькой к мечте. …Не заметил, как со временем в голове выстроился четкий план действий. И тут совершенно случайно встречаю старого друга, с которым не виделись почти 10 лет. Поделился с ним своей идеей, и в ответ услышал: „Чего ждешь? Действуй! Будет качество — будет спрос, а все отговорки — в сторону“. И действительно, чего ждать? В этот же вечер сели дома за стол переговоров и после долгого обсуждения пришли к общему решению — будем запускать доставку обедов“.

Юлия Петрушина, фото Владимира Бедарева.