Найти в Дзене
АНИМЕШНЫЙ УГОЛОК

С чего начать смотреть аниме? Лучшая японская анимация для новичков

Оглавление

Культура аниме понемногу перестает быть развлечением исключительно для фанатов Японии. Увы, в России этот процесс проходит слишком медленно. Пускай к нам иногда и завозят полнометражные шедевры Хаяо Миядзаки и каких-нибудь «Девушек и танки», а телеканалы вроде «2×2» показывают третий сезон «Токийского гуля» одновременно с премьерой, но все-таки многие продолжают относиться к аниме настороженно. Часть зрителей не знает, с чего начать смотреть эти бесконечные шоу, чтобы не просто получить одноразовое удовольствие, но еще и понять особенности жанра. Наша подборка аниме-сериалов призвана исправить положение и помочь вам сполна ощутить все прелести японской анимации.

Но для начала нужно прояснить несколько моментов. Конечно, мы далеко не первые и явно не последние взявшиеся за составление подобного гайда. Проблема в том, что почти все уже существующие руководства не справляются со своей задачей втянуть человека в мир аниме. Авторы обычно включают в них сериалы и полнометражки, которые восхитительны и прекрасны сами по себе, но совершенно никак не побуждают дальше исследовать жанр. Получается, что первоначальная цель материала уничтожается, он превращается в обычную подборку годноты, но не более.

Потому мы поставили себе несколько правил. Во-первых, никаких работ Хаяо Миядзаки, Макото Синкая — и даже Сатоси Кона и Мамору Хосоды. Они и так встречаются повсеместно и у всех на слуху. Пускай каждый пункт фильмографии этих великих мастеров заслуживает пристального внимания и вполне сгодился бы для отдельного обзорного материала, но вы вряд ли сможете после них самостоятельно искать что-то другое. Уж больно эти авторы самобытные и уникальные. Как в свое время писал известный российский фантаст, «творчеством Миядзаки знакомство с аниме лучше всего начать — а также закончить».

Отсюда вытекает второе правило. Мы не утверждаем, что все нижеперечисленные аниме заслуживают звания лучших из лучших, безоговорочной любви и высочайшего уровня почета. Местами они заштампованы или проигрывают в чем-то коллегами по жанрам, но ведь и заголовок этой статьи не звучит как «самые лучшие аниме-сериалы». Это именно те работы, которые могут заинтересовать тематикой, подходом к сценарию и другими нюансами, после чего вам захочется поискать что-то похожее. Потому в конце каждого пункта мы приведем еще примеры, которые могут понравиться на основе упомянутого.

-2

В-третьих, мы постарались брать преимущественно аниме, вышедшие после 2000-го. Причина очевидна: технологическая сторона восточной анимации не стояла на месте, потому если полнометражные и OVА-работы прошлого века еще смотрятся в целом неплохо и сегодня, то вот картинка эпизодического формата того времени сильно устарела и не идет ни в какое сравнение с современными проектами. Более того, хватало тогда и шаблонных сюжетных ходов, от которых аниме последних годов стараются избавиться. Оставим шедевры Лэйдзи Мацумото и Мамору Осии для отдельной статьи.

В-четвертых, материал намеренно обойдется без полнометражных фильмов и даже OVA — тут лишь исключительно классические ТВ-сериалы. Подобный формат составляет основу жанра, потому позволяет ближе познакомиться со структурой повествования и стилистическими особенностями. Конечно же, некоторые франшизы настолько популярны, что вышли за пределы ТВ-формата, потому мы отдельно упомянем, если у произведения есть что-то стоящее помимо сериала.

И не забывайте, что сколько людей, столько и мнений, все хорошее невозможно уместить в один текст, а у каждого свои субъективные представления о лучших аниме для начинающих, которые он считает правильными. Потому не стесняйтесь, смело высказывайте свое мнение и приводите достойные примеры в комментариях!

Cowboy Bebop («Ковбой Бибоп», 1998-1999)

-3

Если «Чамплу» — это дерзкий и бунтарский хип-хоп эпохи Эдо, то «Ковбой Бибоп», скорее, блюз Дикого Запада. Сравнение очевидно, ведь именно в этих жанрах выполнены саундтреки аниме-сериалов. Но аналогия уходит гораздо глубже в суть музыки. Ведь не зря «blue» — это не только «голубой» на английском, но еще и «подавленный», а блюзовые композиции пропитаны тоской и горечью жизни человека. Прямо как и приключения команды охотников за головами на космическом корабле «Бибоп».

В будущем человечество разъехалось по Солнечной системе, освоив Венеру, Марс, спутники Юпитера и Сатурна. На Земле почти никого не осталось из-за постоянных метеоритных дождей. В системе сильно повысился уровень преступности, из-за чего правительство начинает охоту за головами в стиле Дикого Запада. Любой человек может увидеть в телепередаче Big Shot опасных преступников и награду за них, а затем попытаться поймать злоумышленников. Именно этим и занимаются главные герои Спайк Шпигель и Джет Блэк.

Со временем к их дуэту присоединится une femme fatale Фэй Валентайн, юный гениальный хакер Эдвард и самый умный корги в мире по имени Айн. Объединены они одним — бегством от своего тяжелого прошлого, с которым герои не могут смириться, потому стараются не обращать на него внимания. Тоска по ушедшим дням в той или иной форме проявляется в каждой серии, даром что разнообразие сюжетов и ситуаций в аниме достигло максимального уровня.

Есть здесь и классические детективные расследования, и моменты с ограблениями, и мрачный техно-триллер, даже для пародии на «Чужого» и серии, посвященной безделью (которую, кстати, попытались воссоздать авторы Ergo Proxy в эпизоде Busy Doing Nothing), нашлось место. Будь «Ковбой Бибоп» антологией подобных небольших новелл, то все равно бы запомнился и вошел в историю как одно из самых лучших художественных произведений. Режиссер Ватанабэ Синъитиро даже мельчайшие эпизоды и второстепенные сюжетные линии прорабатывает с таким качеством, до которого целые многосерийные аниме и близко не дотягивают.

А когда на первый план выходит основная история, раскрывающая прошлое главных героев, ты окончательно влюбляешься в «Ковбоя Бибопа». Через калейдоскоп нео-нуара, космического вестерна и щепотки киберпанка нам рассказывают о понятиях, в какой-то степени близких каждому человеку. Неудачные отношения, неловкие разговоры с бывшей «второй половинкой», затаившиеся обиды, только и ждущие момента, чтобы высвободиться потоком ярости — сквозь наполненные экшеном приключения и невероятные события аниме-сериал раскрывает всю палитру человеческих эмоций, которая зачастую выдержана в блеклых, почти выцветших красках.

Важную, если вообще не главную роль в создании нужных настроений играет музыка, которую нам подарила композитор Еко Канно и специально созданная для аниме группа The Seatbelts. Исходя из названия сериала, можно было бы ожидать сплошные джазовые ритмы, ведь бибоп — это как раз подвид джаза. Однако музыкальное сопровождение выходит за рамки всех предположений, в нем смешивает мотивы вестернов, этнические песнопения, уже упоминаемый блюз, даже без реверансов в сторону классики рока не обошлось. Каждый вокальный трек — это праздник сам по себе, эпизод в эпизоде, не какой-то там фон для событий на экране, а полноценный участник постановки, порой затмевающий всех остальных актеров.

По результатам голосования IGN саундтрек «Ковбоя Бибопа» был признан лучшим за всю историю существования аниме. Громкое заявление, на в этом случае — совершенно заслуженное. История экипажа «Бибопа» станет наслаждением для всех меломанов. Впрочем, далеко не для них одних. Все любители научной фантастики, вестернов, нуара, космических приключений, драм о тяжести человеческих судеб и просто первоклассных историй найдут тут нечто для себя. Один лишь совет — не расслабляйтесь, если вдруг подумали, что раскусили все тропы аниме. У Ватанабэ Синъитиро всегда есть как минимум парочка запрятанных козырей, только ждущие часа, чтобы вас удивить.

Что еще посмотреть, если понравилось:

  • Trigun — если дух космического вестерна в будущем тебе пришелся по душе;
  • Space Dandy — если хочется чего-то более легкого, но от того же режиссера;
  • Planetes — если предпочитаешь еще более реалистичное видение будущего и космоса.

Code Geass: Lelouch of the Rebellion(«Код Гиасс: Восставший Лелуш», 2006-2008)

-4

Однако одним любованием гигантскими роботами в Японии не ограничиваются. Часто они служат лишь частью научно-фантастического сеттинга. Тогда на них обращают внимание лишь во время битв, да и то не всегда, уделяя остальное время политическим интригам, заговорам и предательствам целого ряда необычных персонажей и построения мира, в который с легкостью веришь. Code Geass: Lelouch of the Rebellion принадлежит как раз к такому роду, а заодно дарит нам одного из необычнейших главных героев индустрии.

Во вселенной аниме-сериала Священная Британская Империя — самое могущественное тоталитарное государство в мире, ведущее войну с Европейским Союзом. Япония захвачена Британией и переименована в Зону 11, коренных жителей выселили в гетто и лишили многих прав. Именно в ней и живет главный герой истории, обычный, казалось бы, учащийся Академии Эшфорд — парень по имени Лелуш Ламперуж. Однако на самом деле он сын Императора Британии, всей душей ненавидящий своего отца и его правление. Судьба сталкивает его с загадочной девушкой С. С., которая дарит ему особую силу «гиасс», позволяющую подчинять людей своей воле. Тогда Лелуш начинает «крестовый поход» с целью свергнуть британскую диктатуру. Ради он этого он взял псевдоним Зеро, чтобы скрыть свою личность и быть образом для миллионов, а не просто человеком.

Так начинается одно из самых насыщенных событиями и сюжетными перипетиями японское произведение. Студия Sunrise и конкретно режиссер Горо Танигути прекрасно понимали, что обычный школьник не может устроить революцию на пустом месте, пускай даже со столь впечатляющей способностью. Потому на протяжении двух сезонов мы наблюдаем, как обычный человек противостоит целому миру в очевидно неравной борьбе. От игр с солдатами Лелуш переходит к настоящим террористическим актам, собирает группу единомышленников (Орден Черных Рыцарей) и впоследствии начинает вершить настолько масштабные деяния, что они определяют судьбы целых государств и наций.

Просто так на пути парня не дается ничего, потому каждое достижение ему приходится буквально зубами вырывать из цепких лап судьбы. Лелуш может надеяться на гиасс, но он не выручает его так, как острый ум, адаптивность и находчивость. Главный герой даже признается, что получение сверхспособности лишь ускорило воплощение в жизнь его плана, который он вынашивал уже давно. Всегда интересно следить, как же Зеро выпутается из очередной передряги и какие тузы спрятал в рукаве на этот раз.

В полной мере это раскрывается в сражениях, которые почти всегда похожи на полноценные военные конфликты, а не локальные стычки. У каждой стороны по нескольку десятков, а то и сотен и даже тысяч бойцов, в ход идут всевозможные виды вооружения и техники. Мехи, которые во вселенной «Кода Гиасса» называются Найтмэр Фрэймами, занимают особое место. Дизайнеры постарались приблизить их к реальности, потому нам демонстрируют пускай «человекоподобную» и очень быструю, но все же военную технику со своими ограничениями и недостатками, а не глянцевую и мелькающую игрушку для техно-фетишистов. А гений Лелуша снова и снова находит ей необычные применения, пускает в ход смелые, почти суицидальные тактики, поражая противников находчивостью. Не важно, насколько большие пушки на поле боя, ведь в первую очередь перед нами разворачивается битва умов.

Не прекращается она и во время более мирных моментов, ведь на голову Зеро и его Рыцарей постоянно сваливаются все новые и новые проблемы. Зачастую решения лежат за границей норм морали, из-за чего образ Лелуша складывается максимально неоднозначный. Он руководствуется благими целями, но способен пожертвовать миллионами мирных жителей без особой выгода. Он лжет боевым товарищам, но беспокоится о школьных друзьях. Он ранит всех, кого любит и кем дорожит, в моменты отчаяния просит ближайшую подчиненную отдаться ему ради «утешения», он высокомерен и заносчив, скрывает слабость за пронзительными речами. Главный герой этого аниме заслуживает пристального рассмотрения, ведь аналогов ему нет, а однозначный вывод о его поступках сформировать так и не выходит.

Его харизма перебивает всех остальных персонажей, даром что они тоже первоклассные. Старый друг детства Лелуша, презирающий Зеро и воюющий против него, слепая сестра протагониста, ради которой он и хочет перестроить мир, «ведьма» С. С., которая смотрит на трагедии и революции так, будто это обычная шахматная партия, и многие другие западают в душу, а их сюжетные линии переплетаются настолько тесно, что разрешить их мирно не выйдет никак. Из-за этого создается впечатление, что мир Code Geass живет своей жизнью, его жители постоянно чем-то заняты и к чему-то стремятся. Это уровень One Piece, мир которого некоторые считают самым проработанным в истории, только авторы «Кода Гиасса» смогли сразу уместить его в формат анимации и полноценно раскрыть всего за два года, а не за почти тысячу глав.

Тем поразительней, что к концу истории аниме умудряется не забыть о своих достоинствах, а лишь приумножить их. Да, в «Коде Гиассе» если слабые моменты и целые эпизоды, а визуальная стилистика «людей-макаронин» может немного смутить, однако на фоне общих художественных заслуг мелкие недочеты совсем меркнут. Тут умещено так много всего — мехи, семейная драма, научная-фантастика, антиутопия, политический и психологический триллер, даже немного комедии, и это только навскидку — и все компоненты все равно умудряются отлично работать друг с другом, не вступая конфликты, а лишь помогая раскрывать историю.

После просмотра Code Geass: Lelouch of the Rebellion интриги «Игры престолов» или какого-нибудь «Карточного домика» кажутся натужными и слишком простыми. А ведь их, на секундочку, переплюнуло аниме про человекоподобных роботов, в котором регулярно сыплют фразами вроде:

«Я не хочу сражаться. Но когда сильный убивает слабого и остается безнаказанным… Это непростительно! Только те, кто готов быть убитым, могут убивать!»

История Лелуша — это почти шекспировский «Гамлет» на новый лад, настоящее высокое искусство, которое все еще не подошло к своей развязке, в феврале 2019-го нас ожидает фильм-эпилог. Потому у всех есть еще несколько месяцев, чтобы успеть приобщиться к живой классике, которая у нас на глазах успела изменить всю отрасль аниме.

Что еще посмотреть, если понравилось:

  • Death Note — для величайшего в аниме противостояния умов;
  • Aldnoah.Zero — для реалистичного изображения войны;
  • Ginga Eiyuu Densetsu — для масштабных политических интриг в космосе.

Miss Kobayashiʼs Dragon Maid («Дракон-горничная Кобаяси-сан», 2017)

-5

Если судить по вышеперечисленным примерам, то может показаться, что аниме состоит из одной «крови-пафоса-роботов-драмы-нагнетания» и щепотки музыки сверху. Но если открыть список релизов любого сезона, что там заметно, что юмористические, романтические и бытовые тайтлы преобладают над фикшеном. Только вот незадача — что с юмором, что с любовью, что с бытом людей создатели ударяются в такие крайности, что смотреть порой становится невозможно. Аниме с правильно выдержанным балансом этих составляющих встречается редко. Потому очень хорошо, что в 2017-м вышла аниме-адаптация манги «Дракон-горничная Кобаяси-сан».

Завязку следующая — однажды утром офисный клерк Кобаяси обнаруживает по дороге своего дома гигантского дракона. Не успев толком испугаться, героиня к своему удивлению видит, как мифическое создание превращается в девушку с хвостом. Последняя представляется Тору и говорит, что прошлой ночью Кобаяси спасала ей жизнь и предложила ей поселиться в своем доме, чтобы работать там горничной. Загвоздка в том, что предложение было сделано после огромного количества выпивки, потому девушка даже не может его вспомнить. Однако в итоге соглашается на странное соседство, так начинается новая совместная жизнь созданий из разных миров.

Фабула напоминает эдакую «историю о попаданце наоборот», когда в наш обычный мир приходит волшебное существо. Тору мало знает о том, как быть домохозяйкой, потому ее методы уборки, стирки и готовки достаточно экстравагантны. Например, она все время пытается накормить Кобаяси своим хвостом, одежду вылизывает языком. Однако привязанность к своей спасительнице и желание помочь заставляют дракона учиться и узнавать новое о странном для нее мире людей, потому с каждой серией она становится все более и более профессиональной горничной.

Сюжет не концентрируется лишь на столь странной парочке, со временем появляются и другие герои, так или иначе связанные с мифологией. Девочка-дракон Канна выглядит еще совсем юной и по-детски наивной, потому главная героиня отдает ее в начальные классы. Богиня Кетцалькоатль, которую из-за сложности имени называют просто Люко, спасла мальчика Сету от суккуба и теперь присматривает за ним, иногда забывая о своей излишней откровенности и эротичных нарядах. Мрачный Фафнир сначала презирает людей и считает их низшими созданиями, а в итоге становится отаку, ночами напролет играющим в MMO.

На странных перевоплощениях величественных созданий, который могут вполне успешно адаптироваться среди человечества, и строится основной юмор аниме. Который, стоит признать, сделан без почти без громких криков, переигрываний и натужно смеющихся актеров озвучки. Все панчлайны и визуальные гэги подаются ненавязчиво и виртуозно, от них искренне хочется смеяться или хотя бы улыбнуться.

Улыбка не сходит с лица на протяжении всего просмотра. И тут дело даже не в смешных ситуациях, а в постоянном ощущении какого-то житейского, семейного тепла, сродни тому, которое царит в доме, когда все старые друзья и родственники съезжаются на Новый год. Причем нам показывают трансформацию персонажей, которые преодолевают свои предубеждения ради других. Той же Кобаяси до встречи с Тору не нужно было ничего, кроме посиделок с пивом после работы, однако за время аниме она научилась переживать и сочувствовать, жертвовать своими амбициями и временем, даже с семьей помирилась, с которой не общалась уже давно.

Студия Kyoto Animation сумела всего в 13 сериях создать и отличную комедию положений, и сюжет о сосуществовании отличающихся во всем людей. В сценах с праздниками и обычными домашними посиделками можно найти себя во время определенного этапа жизни. После окончания последней серии хочется прямо как местные герои отбросить мрачные мысли с предубеждениями и написать старым знакомым, чтобы просто узнать, как у них дела. Это редкий для аниме случай, когда без гиперболизации всего и вся история все равно сумела добиться своих высот, потому и заслуживает ознакомления.

После нее проще относишься и к обожаемым в Японии девочкам-«вставь-сюда-имя-животного-или-предмета», и к сюжетам, действие которого может разворачиваться буквально в одной квартире, и к интересному подходу японских сценаристов к юмору. «Дракон-горничная Кобаяси-сан» — это максимально дружелюбная к новичкам точка вхождения сразу в несколько жанров, потому для начала знакомства с миром аниме подойдет на ура.

Что еще посмотреть, если понравилось:

  • Monster Musume — если понравилась тема девочек-монстров;
  • K-On! — для любителей чая с тортиками и музыки;
  • Clannad — для драмы, цепляющей за душу.

Boku no Hero Academia («Моя геройская академия», 2016-2018)

-6

О до неприличия огромном количестве серий в некоторых аниме наслышаны даже те, кто с жанром совершенно не знаком. На «Наруто» выросло сразу несколько поколений, а некоторые люди успели полюбить и разлюбить восточную анимации, завести семью и детей, пока One Piece все еще не закончился. А ведь в сенэнах есть свои уникальные достоинства, которые, увы, не всегда просто различить за несколькими сотнями эпизодов. Потому новичкам лучше посмотреть нечто высококонцентрированное и неперегруженное филлерами. Например, «Мою геройскую академию»,

Автор оригинальной манги Кохэй Хирокоси и не скрывает, что очень много почерпнул из «Наруто» Масаси Кисимото. Об этом он заявил после выхода ее заключительной главы. Также мангака упоминал всем известные One Piece и Akira, а также менее распространенные вещи — Tekkonkinkreet (про двух сирот с улицы, которые пытаются захватить власть в городе) и Boys on the Run (про торговца, который становится боксером, чтобы завоевать сердце девушки).

С другой стороны, большое влияние на автора оказали классические западные комиксы, в особенности от издательства Marvel. В одном интервью он признавался, что иногда при создании глав даже использует комиксы для создания визуальных отсылок или поиска вдохновения. Это, кстати, заметно в некоторых моментах, которые переиначивают культовые развороты, к примеру, историй о Человеке-пауке.

Сюжет разворачивается вокруг старшеклассника Идзуку Мидории. Во вселенной аниме у 80% населения есть хоть какая-нибудь суперспособность, которая называется «причуда» или «квирк». Увы, Мидория родился совершенно обычным человеком, но это не помешало ему с детства грезить о судьбе героя. На это его вдохновил самый сильный герой в мире — Всемогущий, спасающий мир с улыбкой на лице. Однажды судьба сталкивает парня со своим кумиром, когда в огромной толпе людей только Идзуку решился помочь ребенку. Всемогущий замечает его и решает сделать своим преемником, наделив его своим уникальным квирком Один За Всех, который заключается в накоплении силы и передаче способностей новому владельцу. Таким образом Мидория получает шанс поступить в Академию U.A., в которой обучают будущих героев.

Студия Bones ответственно подошла к своей работе, потому «Моя геройская академия» отличается высоким качеством анимации и подробной прорисовкой. Если сравнивать с тем же One Piece, некоторые серии которого состоят буквально из пары-тройки простых сцен, то разница очевидна и приятно радует. Тебе не приходится идти на сделки с совестью во время просмотра, проматывать неинтересные моменты или даже пропускать целые сюжетные арки. В истории Идзуку Мидории ровно столько всего, чтобы интерес не терялся на протяжении всех трех сезонов, а желание ждать четвертый никуда не исчезло.

Стандартная формула «тренировок-битв» в аниме играет новыми красками. Она не кажется надоевшим штампом, ведь именно обучению будущих супергероев и посвящена местная история. Все ошибки, поражения и победы персонажей обусловлены лишь их умением обращаться со своим квирком, которое они выработали на уроках или самостоятельных тренировках. Потому шутка об «очередном аниме про школьников» перестает быть смешной, ведь юный возраст героев — это не фан-сервис или потакание народным мнениям, а важный сюжетный инструмент.

Отсюда вытекает, что все аналоги «пляжных эпизодов», школьных фестивалей, соревнований между классами и прочие эпизоды, которые в иных многосерийных аниме должны лишь растягивать время до важных моментов, радовать подростков и экономить бюджет, играют свою роль в истории. «Моя геройская академия» показывает взросление со всех возможных сторон. Зрителей ожидают конфликты между старыми друзьями, первые неловкие чувства, претендующие на влюбленность, постоянный дух соперничества и огромное количества глупого, но приятного веселья.

Так как у нас тут все-таки сенэн, то главная роль в постановке отводится битвам. И они превосходны. Удалось обойтись без бесконечных полетов на мутном фоне, невнятных ударов и долгих выкриков названий способностей. С главным героем вообще все интересно, ведь использование квирка фактически разрывает его на части: тело Мидории не готово к столь огромной силе, полученной лишь недавно. Таким образом решили еще одно аниме-клише — постоянные «почти провалы» и последующие превозмогания главного героя, когда он неожиданно находит в себе силы победить. У Идзуку такого нет, ведь чем дольше затянется битва, тем выше вероятность, что он умрет от ран, нанесенных своей же силой. Тогда в ход идут умные тактики и попытки перехитрить соперника, отчего в конфронтациях побеждает более умный, а не более могущественный.

«Моя геройская академия» также затрагивает тему семейных отношений, которые порой оказываются напряженнее любых стычек со злодеями. Ученики Академии U.A. часто зависимы от своих родственников, которые возлагают на них слишком большие надежды или чересчур беспокоятся. Не забывает аниме и про второстепенных персонажей, которые не исчезают после своей сюжетной арки, ведь их истории продолжают развиваться на фоне остальных событий. В Boku no Hero Academia ничего не бывает просто так, у каждого поступка и даже фразы есть свои далеко идущие последствия. Сразу видно, что автор сюжета не пишет наобум — у него есть четкое представления о построении повествования.

После этого аниме вам будет проще смотреть на постоянно мельтешащий в аниме экшен-сцены, да и многие штампы покажутся привычнее. На сегодня Boku no Hero Academia удерживает титул лучшего сенэна, жанра, чье величие закончилось к концу «нулевых» годов. И сейчас отличный момент, чтобы приобщиться к, возможно, последнему великому произведению, строящемуся на концепции постоянных битв.

Что еще посмотреть, если понравилось:

  • One Piece — самый легендарный сенэн в истории;
  • JoJoʼs Bizarre Adventure — для еще большего количества «многоходовочек» в битвах и необычных способностей;
  • Hunter × Hunter — для необычного взгляда на жанровые клише.

No Game No Life («Без игры жизни нет», 2014)

Продолжаем наше путешествие по «страстям» создателей аниме. Так повелось, что любят они очень мудреные игры с запутанными правилами. Сложился даже поджанр, в котором главный герой должен постоянно играть в игры (реальные или выдуманные). Многие серьезные аниме используют эту концепцию при сражениях, потому не удивляйтесь обилию турниров на любой вкус в восточной анимации. Также почетом пользуются истории о «попаданцах» в другой мир, зачастую граничащие с этти, то есть легкой (иногда — не очень) эротикой. Все вышеперечисленные пункты вобрало в себя аниме No Game No Life.

Главные герои — 18-летний Сора и 11-летняя Сиро, затворники, днями напролет играющие во всевозможные игры. Они заработали себе статус непобедимых, их отличительная особенность — сплошные пробелы в никах, что выглядит как «『  』». Однажды они побеждают в шахматах самого бога игр Тэта, который приглашает их в свой мир — Дисборд. В нем все вопросы решаются при помощи игр, насилие запрещено Десятью Правилами. Люди в Дисборде называются «иманити» и занимают последнее из 16 рас место. Однако Сора и Сиро твердо намерены это исправить.

Так начинаются их приключения, полные всевозможных игр. За 12 серий аниме нам успеют показать, как территориальные и расовые конфликты можно решать при помощи шахмат, видеоигр, реверси, подброса монетки и даже сиритори (японский аналог игры в слова, когда следующее слово должно начинаться с того же слога, что и предыдущее). Так как набить лицо противнику в случае поражения невозможно, то в ход идут высокие ставки, читерство, особенности каждой расы и, конечно же, невообразимые по своей сложности тактики, призванные перехитрить соперника. Каждый ход, будь то даже движение шахматной фигурой, подан с эпатажем и максимальной драматизацией происходящего, потому обычные игры превращаются в нечто сродни судьбоносным дуэлям.

А когда главные герои не выигрывают, они ведут себя как типичные хикикомори — говорят и делают абсолютную чушь. Однако их обаяние все равно привлекает людей и представителей других рас к ним, а Сора и Сиро не забывают над ними поглумиться. Это создает очень много абсурдных и забавных ситуаций, дополняющих всеобщий эмоциональный подъем. Серьезные моменты в равной степени разбавлены комедией, а яркие и контрастные цвета лишь подчеркивают «игровые» настроение.

Если захотеть, можно усмотреть в No Game No Life и оду пацифизму, и идеи о том, что во всех людях есть своим достоинства, так что не стоит судить «книгу по обложке», и прочее-прочее-прочее. Однако тут у нас случай, когда лучше не множить сущности, а просто насладиться аниме, которое смотрится на одном дыхании, поудивляться находчивости главных героев, улыбнуться с шуток или, например, подметить полуголых героинь в бане.

Кстати, это же аниме познакомит вас с горечью от отсутствия второго сезона (но вы можете немного усмирить боль, посмотрев полнометражку No Game, No Life Zero). Как показывает опыт, «Без игры жизни нет» спокойно смотрят и одобряют даже те, кто на дух не переносит аниме, а значит, у авторов из Madhouse получилось смешать все ключевые составляющие в правильных пропорциях.

Что еще посмотреть, если понравилось:

  • Yu-Gi-Oh! — так выглядел бы Hearthstone в реальной жизни;
  • Kakegurui — для азартных игр, в которых азарт смешивается с возбуждением;
  • Katekyo Hitman Reborn! — для сенэна, в котором большая часть битв замешана на играх.