Найти в Дзене

«Что мы наделали!»

Оглавление

В 1995 году, накануне 50-летия первой в истории человечества атомной бомбардировки, газета New York Times провела опрос на тему знания истории второй мировой войны. Выяснилось: 60% тогдашних американцев понятия не имели, какой президент отдал приказ сбросить атомную бомбу на Японию, треть – что она упала на Хиросиму, 25% не смогли назвать ни пострадавшего города, ни страны. Лишь некоторые из опрашиваемых излагали корреспондентам такую версию событий: США использовали против злодеев какую-то мощную бомбу и Вторая мировая закончилась. Все, конец истории.

Опасный «Малыш»

Думается, если провести подобный опрос в современных Штатах, его результаты будут еще печальней. А уж о судьбе самолета, который сбросил погубившую тысячи человеческих жизней бомбу, вообще вряд ли что-то вспомнят.

Бомба "Малыш"
Бомба "Малыш"

А он сейчас неприметно стоит на второй площадке Национального музея авиации и космонавтики США, в штате Вирджиния, далеко позади легендарного разведывательного самолета Lockheed SR-71 Blackbird и космического шаттла «Дискавери». Ему не отвели отдельного зала, не стали привлекать внимание красивой светодиодной подсветкой вокруг. На скромной табличке написано: «Enola Gay», бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress, сбросивший бомбу на Хиросиму». И мало кто из многочисленных посетителей музея знает, что у этого летательного аппарата непростая, даже трагическая судьба.

Американские тяжелые бомбардировщики дальнего действия компании «Боинг» Boeing B-29 Superfortress («Суперкрепость») были созданы конструктором болгарского происхождения из США Асеном Йордановым в 1941 году для стратегического противостояния милитаристской Японии. Всего построено около 4000 самолетов В-29 всех модификаций. Этот самолет послужил образцом для развития мирового послевоенного тяжелого самолетостроения.

Пол Тиббетс
Пол Тиббетс

Печально прославившийся самолет с серийным номером 44-86292 был назван так пилотом Полом Тиббетсом в честь его матери Энолы Гей Тиббетс. Тиббетс лично присматривал себе самолет еще на сборочной линии завода в штате Небраска. До бомбардировки Хиросимы «Энола Гей» совершил 8 учебных и 2 боевых вылета, а 31 июля 1945 года произвел репетицию сброса атомной бомбы с использованием ее макета – «Малыша».

Самолет был значительно облегчен, с него убрали все лишнее оборудование. Ведь американский «малыш» имел солидные габариты – вес бомбы составлял 4,4 тонны, размер – 3 метра в длину, 71 сантиметр в диаметре. Если говорить о губительных способностях смертоносного груза «Энола Гей», то эквивалентная энергия взрыва бомбы, по разным оценкам, составляла 13–18 тысяч тонн тротила. Отметим, что перевозить «Малыша» было делом опасным. Взрыватели в эту бомбу вставляли непосредственно в бомбоотсеке самолета, через 15 минут после того, как он поднялся в небо. Это позволяло свести до минимума опасность последствий, если бы установка взрывателей оказалась неудачной. К тому же была вероятность, что бомба может сработать в нештатном режиме.

Ужас происходящего

6 августа 1945 года в 1:45 бомбардировщик «Энола Гей» под командованием полковника Пола Тиббетса с атомной бомбой «Малыш» на борту взлетел с острова Тиниан, находившегося примерно в 6 часах лета от Хиросимы. Около 8 часов утра по местному времени В-29 с высоты свыше 9 километров сбросил атомную бомбу на центр Хиросимы.

Хиросима после бомбардировки
Хиросима после бомбардировки

Вот как вспоминал тот день штурман самолета Теодор Ван Кирк: «После сброса бомбы Тиббетс немедленно развернул самолет на 180°. Мы потеряли почти километр на повороте и поэтому убегали так быстро, как могли. Затем произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть из самолета, была очень яркая вспышка. Вскоре после этого до нас долетела первая ударная волна, и самолет очень сильно тряхнуло».

Потрадавшие после бомбежки
Потрадавшие после бомбежки

Количество погибших в Хиросиме непосредственно от того взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года радиоактивное заражение увеличило эти цифры до 166 тысяч.

По существу этот взрыв закончил Вторую мировую войну и дал официальное начало атомному веку. Но дебаты о правомерности и этике применения такого оружия не утихают вот уже 75 лет. Даже экипаж «Энола Гей» в тот же роковой день осознал весь ужас происходящего. Второй пилот Роберт А. Льюис написал в бортовом журнале, что «не находит слов, чтобы объяснить происходящее», и добавил: «Боже мой, что мы наделали».

Хиросима после бомбардировки
Хиросима после бомбардировки

В тот же день бомбардировщик вернулся на базу на острове Тиниан, а 9 августа 1945 года «Энола Гей» снова вылетел на задание. На этот раз – собирать данные о погодных условиях перед очередной атомной бомбардировкой, которой должен был подвергнуться второй японский город, Нагасаки.

Избавиться от «Энолы Гей»

После окончания войны бомбардировщик еще некоторое время использовали в программе атомных испытаний на Тихом океане. Затем в ноябре 1945 года «Энола Гей» вернулся в Штаты. И тут началась история злоключений самолета. От него будто все хотели избавиться. Сначала «Энолу Гей» оставили на авиабазе Розуэлл в штате Нью-Мексико, затем перебазировали на базу Девис-Монтен в Аризоне. Из Аризоны перекинули в Иллинойс. В июле 1949 года самолет передали Смитсоновскому институту, владеющему обширной сетью музеев по всем Штатам, но он продолжал пылиться на авиабазе в Техасе.

Бомбардировщик "Энола Гей"
Бомбардировщик "Энола Гей"

Последний раз «Энола Гей» поднялся в небо 2 декабря 1953 года. Он вылетел на военно-воздушную базу Эндрюс в Мэриленде, где пробыл на открытой стоянке до 1961 года. Его разворовывали охотники за сувенирами, поливали дожди и клевали птицы. Наконец, обеспокоенные плачевным состоянием самолета, работники базы разобрали его на детали и складировали в закрытом ангаре.

В 1995 году к полувековой годовщине со дня бомбардировки Хиросимы Национальный музей авиации и космонавтики решил провести полномасштабную выставку с частично отреставрированным «Энола Гей» в роли главного экспоната. Но неожиданно разгорелся грандиозный скандал, стоивший директору музея Мартину Харвиту его поста. Против концепции предстоящей выставки выступили ветераны ВВС США. Они считали, что на ней их страна будет изображена как «бездушный агрессор», развязавший гонку атомных вооружений. В конце концов сильно видоизмененный бесконечными реставрациями самолет выставили на всеобщее обозрение как часть общей выставки об окончании Второй мировой войны и с минимальной, в основном технической, информацией на выставочных табличках. С 1995 по 1998 год выставку посетили около 4 миллионов человек. Это было самое большое количество людей, когда-либо посещавших тематические выставки в Национальном музее авиации и космонавтики США. С 2003 года, несмотря на протесты антивоенных организаций, «Энола Гей» демонстрируется в музее на постоянной основе.

Бомбардировщик "Bockscar"
Бомбардировщик "Bockscar"

Примечательно, что второму бомбардировщику под названием Bockscar, сбросившему атомную бомбу на Нагасаки, повезло больше. Он сразу после войны был передан Национальному музею ВВС США в Огайо и находится там уже которое десятилетие.

Мы живем сейчас совсем в другом веке, цифровом. Существует даже компьютерное приложение, которое позволяет увидеть, что бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, сделали бы с любым другим городом. Но интересно, что и сегодня чуть больше половины американцев, по данным опросов, уверены: бомбардировки были оправданными. Может, самолет все-таки ни при чем?

Александр КАРАБЛИКОВ