Найти тему
Старый служака

Армяне - террористы? Террорист, имя которого увековечено в истории России и бывших союзных республик. Камо.

Возможно ли, что бы в России (СССР) имя террориста было сохранено для потомков? Что бы его именем называли населенные пункты, улицы, школы... Да, возможно! Если террориста назвать революционером! И если это - легендарный Камо! Вначале, давайте уточним что означает слово террорист. ТЕРРОРИ'СТ [тэ], а, м. (полит.). Участник или сторонник актов индивидуального террора. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); или вот - террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности ( РФЗ о борьбе с терроризмом от 25 июля 1998 г.). А кто такие революционеры?

  • РЕВОЛЮЦИОНЕ́Р, -а, м.
    1. Участник революционного движения, деятель революции. Соприкоснувшись с революционными матросами и познакомившись с нелегальной литературой, он превратился в революционера. Новиков-Прибой, Капитан 1-го ранга.
    2. Тот, кто производит переворот в какой-л. области знания, в технике, искусстве и т. п. Революционер в науке.
    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • РЕВОЛЮЦИОНЕ'Р, а, м. Участник революционного движения, деятель революции. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); А кто же такой Камо?
Камо в кандалах
Камо в кандалах

Симо́н Арша́кович Тер-Петрося́н, известный под партийным псевдонимом Камо́

Профессиональный революционер — так чаще всего называют его в официальной литературе. Боевик, террорист, грабитель, авантюрист — так называли его те, кому было что терять в период большевистской революции. Симон Тер-Петросян — это имя он получил при рождении. В историю же вошел под коротким псевдонимом — Камо. Свое прозвище Симон Аршакович Тер-Петросян получил от Сталина в годы их бурной совместной деятельности по экспроприации царских денег в пользу партийной казны. Симон говорил по-русски с сильным акцентом: «Камо отнэсти? Камо атдать?» Так и закрепилась за ним партийная кличка — Камо.

-2

В 1901 году он становится членом РСДРП, два года спустя — первая отсидка в тюрьме и первый побег. Затем снова камера в Метехской тюрьме Тифлиса и организация побега тридцати двух заключенных.

-3

Далее: Петербург, Швеция, Германия, Финляндия — под именем князя Дадиани. За чем и почему? За оружием и для революции.
В те годы набиравшему обороты революционному движению постоянно требовались немалые суммы денег. И Лениным было разрешено устраивать так называемые «эксы» — проще говоря, грабежи. Камо стал в этом деле незаменимым для большевиков человеком. Ленин называл Камо "кошельком революции". Организация дерзких вооруженных налетов на конвои с деньгами, закупка и переправка больших партий оружия и взрывчатки, организация подпольных типографий — список деятельности Камо огромен. Но, безусловно, самым нашумевшим эпизодом экспроприаторской деятельности Камо и Сталина стало ограбление на Эриванской площади Тифлиса 13 июня 1907 года. В результате вооруженного нападения на почтовый экипаж было похищено около 250 тысяч рублей — примерно 5 миллионов долларов по нынешним меркам. Утром 13 июня 1907 года кассир и счетовод Тифлисского отделения Государственного банка везли в фаэтоне присланную из столицы большую сумму денег — четверть миллиона рублей. За экипажем следовал другой фаэтон с двумя вооруженными стрелками. Оба экипажа были окружены казачьим конвоем. Неожиданно с крыши дома князя Сумбатова в экипаж была брошена бомба страшной силы, от разрыва которой разлетелись вдребезги стекла окон на версту в округе. Почти одновременно в конвой с тротуаров полетело еще несколько бомб, и какие-то прохожие открыли по нему пальбу из револьверов. На площади началась отчаянная паника. Что произошло с деньгами, никто из очевидцев толком следствию объяснить не смог. Один из свидетелей видел, однако, что человек в офицерском мундире, проезжавший на рысаке по площади, бросился к разбитому дымящемуся фаэтону, что-то выхватил оттуда и стремительно умчался, паля из револьвера по сторонам. Правда, выезжая с площади, он даже успел поприветствовать ехавшего навстречу полицмейстера. Человек, переодетый офицером, был Симон Тер-Петросян, более известный как Камо. Камо лично участвовал в ограблении и в последующей нелегальной отправке денег в Финляндию — Ленину.

Камо - революционер
Камо - революционер

Это ограбление было настолько громким, что российская полиция всерьез взялась за дело — номера похищенных банкнот были переписаны и разосланы во все полицейские управления Европы (притом, Интерпола тогда не было и в помине!). «Деньги от тифлисской экспроприации — писала Крупская, — нельзя было использовать. Они были в пятисотках, которые надо было разменять за границей одновременно в ряде городов». При попытках размена попались Литвинов — будущий нарком иностранных дел, Семашко — будущий нарком здравоохранения, Костан Зарьян — писатель, один из деятелей армянского национального движения и другие. В ноябре 1907 году в Берлине по доносу был арестован и Камо. То, что происходило дальше, стало классическим примером для арсенала советской идеологической пропаганды, а впоследствии вошло и в учебник для студентов 2-го курса медико-психологического факультета.

-5

Чтобы избежать экстрадиции в Россию, где его ждала неминуемая смертная казнь, Камо стал симулировать помешательство. В течение двух лет, проведенных в берлинской тюрьме Альт Моабит, Камо являл собой образец сумасшедшего: говорил бессвязными фразами, неделями не спал, подпирал собой стену камеры, ловил воображаемых мух, устраивал дебоши, пытался покончить с собой, дрессировал птиц... Подозревавшие симуляцию надзиратели перевели его в тюремную лечебницу и установили за ним постоянное медицинское наблюдение в специальных условиях. В частности, в камере с температурой воздуха ниже нуля, Камо в нижнем белье и босой провел 7 (!) дней, неподвижно стоя у стены и не проронив ни звука. Директор лечебницы не мог поверить, чтобы нормальный человек, имея на себе только нижнее белье, мог относиться к холоду с таким равнодушием. Однако для того, чтобы окончательно убедиться в сумасшествии арестанта, его подвергли последнему испытанию — болью. Но ни иголки, втыкаемые под ногти, ни прижигание раскаленным железом ни к чему не привели — Камо не издал ни звука.

-6

Да-да, сто лет назад Камо был большой проблемой для немецкой психиатрии. Немцам необходимо было решить – возвращать ли насильственно на Родину арестованного уроженца Грузии. Звали этого человека – Симон Аршакович Тер-Петросян (Камо). Правда, выяснилось это не сразу. В 1907 году в Берлине был задержан агент страхового общества Мирский. В его чемодане оказалось двойное дно, в котором хранились взрывчатые вещества. Вскоре немецкие полицейские узнали, что их российские коллеги давно разыскивают этого человека – наиболее активного боевика большевиков.
Разумеется, российские власти потребовали у Германии выдачи Камо. Но… в это время возникли сомнения в психической вменяемости арестанта. Для начала он озадачил следователя ответом на вопрос: «К какой национальности вы принадлежите»? Задержанный сказал: «По рождению я – армянин, но одновременно являюсь русским, грузином, немцем, французом, англичанином, малайцем, негром… Во мне – все нации мира». Привыкшим к точности немцам трудно было понять такое странное заявление. Но это были только цветочки. Однажды утром надзиратель обнаружил, что арестованный стоит у стены и, глядя безучастно в пол, ловит над головой кого-то. Когда надзиратель вошел в камеру, арестант повернулся к нему спиной, накрутил на палец клок волос и вырвал его из головы. Заключенным срочно занялись тюремные врачи. Через два месяца после того, как арестованный был заключен в камеру, доктор написал в «скорбном листке»:

«Буйствовал. Стоит в углу. Не отвечает». Через несколько дней появилась новая запись: «Разделся. Не отвечает ни на один вопрос. Вздыхает и стонет. Отказался от приема пищи. Затем начал буйствовать – сбросил со стола на пол посуду, а потом избил прибежавших надзирателей». Разумеется, немецкие правоохранители прекрасно знали о том, что в России заключенного ожидает в случае выдачи виселица за все, им содеянное. И возможность симуляции психического расстройства они учитывали.
Его перевели в специальную лечебницу. Здесь медики решили проверить его психическое здравие холодом. Арестанта решили посадить на семь дней в подвал, где поддерживалась температура ниже нуля. В одном белье и босой он был отведен в подвал и там оставлен. Но арестант как будто не реагировал на холод. Он часами стоял у стены, совершенно неподвижный. Потом перестал есть, и кормить его приходилось насильно. Перестал спать, буквально две недели проведя на ногах. Попытался повеситься, и его с большим трудом вернули к жизни. Наконец, он перерезал себе вены костью, выловленной из супа. Казалось, что в безумии заключенного нет никаких сомнений. Врачи поставили диагноз – перед ними явный сумасшедший. Но прокуратура по-прежнему сомневалась. Камо перевели в другую клинику.
Писатель Георгий Шилин так описал один из диалогов Камо с экспертом-психиатором:
«– Были в вашей семье случаи душевной болезни?
Больной вдруг заволновался, будто почувствовал острую ноющую боль. – Когда я был ребенком, – сказал он, – я был горячим патриотом. Это могут засвидетельствовать мой отец и покойная мать. Одна тетка, сестра матери, была очень нервная. Я боялся ее.
– Чем вы болели в детстве?
– Ребенком я охотно пил уксус и сильно кашлял.
– Назовите мне сибирскую реку, текущую к северу.
– Амур, Тобольск… впрочем, я все перезабыл. Раньше я мог показывать по карте с закрытыми глазами.
– Сколько в России губерний?
Больной молчал.
– Назовите город на Волге.
– Астрахань и Стенька Разин. Разве вы не читали Некрасова?» Вновь врачебный персонал клиники констатировал у Тер-Петросяна умопомешательство анестетической формы, той формы душевного расстройства, когда человек теряет всякую чувствительность к боли. Вот по этому признаку и была проведена последняя проверка. Врач загонял иглу под ногти больному на каждом пальце рук и ног. Он, казалось, не реагировал. Раскаленное докрасна железо приложили к оголенному бедру испытуемого. И вновь он не реагировал. Существует версия о том, что один из врачей понял, что испытуемый колоссальным усилием воли просто подавляет боль. Врач заметил, что зрачки у испытуемого расширились. Значит – пациент их обманывает, он чувствует боль. Но доктор, совершенно потрясенный каким-то невероятным терпением арестанта промолчал… Но, несмотря на заключение медиков, немцы все же выдали Камо России. В сентябре 1909 года под охраной немецких полицейских Камо был доставлен на русско-германскую границу. Здесь его передали русским жандармам. Камо, закованный в кандалы, был доставлен под усиленным конвоем в Тифлис (Тбилиси), был помещен в тюрьму – Метехский замок. Казалось, уже ничего не сможет спасти Тер Петросяна от петли. Но немецкие социал-демократы подняли страшный шум по поводу выдачи «душевнобольного». Сам Столыпин, отнюдь не склонный миловать террористов, вынужден был написать наместнику на Кавказе:
«Нападки прессы на германское правительство не преминут усилиться, если Мирский будет приговорен к смертной казни. Министерство внутренних дел опасается, что это обстоятельство может оказать неблагоприятное для русских интересов влияние в вопросе о высылке русских анархистов». Наместник на Кавказе граф Воронцов-Дашков ответил Столыпину: «Что касается опасения министерства иностранных дел, что неминуемые, в случае осуждения Тер-Петросяна к смертной казни, нападки немецкой прессы на германское правительство могут оказать неблагоприятное для русских интересов влияние в вопросе о высылке анархистов, то соображение это мною будет принято во внимание при представлении на мою конфирмацию приговора военного суда о Тер-Петросяне».
Камо продолжал изображать сумасшедшего. Когда его привели на суд, на его плече сидел ручной щегол. Подсудимый заявил, что это его друг, которого он встретил летая в небе… Снова пришлось отправлять его в лечебницу. А 15 августа 1911 года Камо смог бежать из тюремной больницы через окно туалета, предварительно распилив кандалы и решетку, спустившись с верхнего этажа по веревке. Он потом рассказывал, что слишком рано отпустил веревку и едва не разбился при падении. После побега занялся любимым делом – экспроприациями.

-7

В январе 1913 года Камо вновь был арестован за очередную попытку ограбления почтового экипажа. Врачебный осмотр показал, что у Камо отсутствуют всякие признаки душевного расстройства. Экспертиза установила также и то, что четырехлетнее сумасшествие Камо являлось не чем иным, как симуляцией.

Четыре года под пытками симулировать помешательство — случай беспрецедентный. Но для Камо это была пусть мучительная и жестокая, но всего лишь одна из его игр. Судя по известным фактам, Камо был от рождения эйдетиком, то есть человеком, обладающим уникальной («зеркальной») зрительной памятью. Эйдетики, даже не осознавая этого, могут внушать генерируемые ими образы другим людям. Не случайно Камо был прирожденным артистом и обладал талантом к переодеваниям и внешним преображениям, столь необходимым в подпольной работе.

В 1913 году суд приговорил Камо к казни через повешение — четырехкратно, с запасом! Но и на этот раз в последний момент произошло чудо — по амнистии в связи с 300-летием царствования дома Романовых смертная казнь была заменена Симону Аршаковичу Тер-Петросяну двадцатилетней каторгой. Фантастическая биография этого человека продолжала оставаться столь же невероятной. В годы гражданской войны он выполнял секретные поручения Ленина и лишь чудом оставался в живых в самых страшных ситуациях. В начале1918 года привез на Кавказ письма Ленина и постановление СНК РСФСР о назначении Степана Шаумяна временным чрезвычайным комиссаром Кавказа. В 1919 году Камо через Астрахань на рыбачьей лодке по морю доставил в Баку оружие и деньги для подпольной партийной организации и партизан Северного Кавказ. Но вот после победы большевиков он долго не прожил.

Камо - в образе князя Дадиани
Камо - в образе князя Дадиани

Симон Тер-Петросян, он же Камо, Че Гевара своего времени, погиб в 1922 году в Тифлисе, попав на велосипеде под единственный в городе грузовик. Нелепая смерть для человека с феноменальной реакцией. Человек, выживший в море, погиб в капле воды. История с гибелью Камо до сих пор остается невыясненной. Существует распространенное мнение, что ночная «авария» была организована по приказу Сталина, с целью устранить свидетеля и соучастника многих своих темных дел. Это похоже на правду, поскольку в подобные совпадения и «случайности» трудно поверить. Более того, сегодня известно, что в 1910 году областной Закавказский комитет РСДРП, ведший расследование тифлисского «экса» и некоторых других «экспроприаторских дел», постановил исключить из партии всех лиц, уличенных в содействии Тер-Петросяну при ограблении Тифлисского банка. В числе этих лиц был и Иосиф Джугашвили-Сталин. Многие современники, а впоследствии историки, задумывались о роли Сталина в гибели Камо. Земляки-горийцы, вместе грабившие казенные деньги на нужды партии, очень много знали друг о друге. Может быть, слишком много знающий Камо Сталину не был нужен живым? Кроме того, Камо был совершенно неконтролируемым человеком, признавая авторитетом для себя в партии одного Ленина. Что мог предпринять опытный боевик в обстановке внутрипартийной борьбы, соперничества Сталина, Троцкого, Зиновьева? Но каких либо серьезных доказательств причастности Сталина к его смерти обнаружить не удалось…

Но, как бы то ни было, Камо, ставший легендой еще при жизни, ознаменовал собой новый образ абсолютного революционера, фанатика идеи, преданного ей и готового ради нее перешагнуть грань нормальной человеческой жизни. В чем был секрет его железной выдержки и чудовищной силы воли, мы никогда не узнаем. Эту тайну он унес с собой.

Подписывайтесь на канал , читайте другие статьи на канале и ставьте класс!