«Вспоминается один эпизод из тогдашней жизни нашего дома. К соседям по подъезду приехал родственник из Америки.
Гостя поразило то, что несколько семей живут в одной квартире — пусть и благоустроенной, пусть и в больших светлых комнатах, но не отдельно. Он недоумевал: «Как же можно так жить? Вы же все нищие!»
Соседи, в свою очередь удивленные его восприятием того, что им казалось вполне терпимым, обычным, отвечали: «Почему же? У нас есть все необходимое — жилье, еда, мы одеты, работаем, живем дружно…»
Этот случай, рассказанный оперной певицей Большого театра Ириной Архиповой, выросшей в коммуналке на ул. Грановского (нынешний Романов переулок), отражает противоречия во взглядах на жизнь советского и «западного» человека.
В своих мемуарах Ирина Константиновна четко и определенно высказывает свое мнение о «коммунальной» жизни – вполне, мне кажется, показательное для людей того времени.
Пусть у вас там роскошь быта, а нам важнее роскошь духа
Судите сами:
«Бесспорно, гостя из Америки, привыкшего к стандартам своей страны и судившего обо всем по своим меркам, поразила внешняя (не самая радужная) сторона нашей тогдашней небогатой жизни.
О внутренней же откуда ему было знать? А она была намного богаче, насыщеннее, да и направлена была тогда, как мне помнится, на другое: пусть у вас там роскошь быта, а нам важнее роскошь духа.
Разные критерии — разные оценки: для Руси традиционным было жизнь духа ценить выше жизни тела. Увы! Сейчас эти критерии катастрофически быстро исчезают из теперешней нашей жизни — в угоду золотому тельцу и темным инстинктам. Но самое главное — в ущерб своему, природному, традиционному, национальному…
Происходит прямо-таки биологизация человека, навязываются совсем другое мироощущение и другие, достаточно незатейливые по своей сути ценности…»
Это была норма человеческих отношений: один помогает другому в тяжелую минуту
А как же традиции каждодневной взаимовыручки, которым учились поколения, выросшие в общих квартирах, сетует Ирина Константиновна.
⚡ Уж кто-то, а она точно знала, о чем говорит. С самого рождения, все свое детство и юность, певица жила в комнате в коммуналке. Подробнее об этом читайте в посте Романов переулок: каморка без окон в 5 кв.м. для примы Большого Ирины Архиповой
И подтверждает свою мысль следующим примером. Зимой 1934 года Москва прощалась с убитым С. М. Кировым. Мама тоже повела Иру с братом в Колонный зал. В этом не было ничего необычного — ведь семья будущей народной артистки жила той же жизнью и теми же интересами, что и вся страна.
Пока стояли в длинной очереди на морозе, все очень замерзли и простудились. У матери обострился суставной ревматизм, и ее увезли в больницу. Дети заболели скарлатиной: Ира с осложнением на почки и легкие лежала дома, а брат в детской больнице.
«Наш бедный папа просто разрывался на части между двумя больницами, домом и работой. В этой тяжелой ситуации ему на помощь пришли наши соседи. Одна из них — прекрасная, добрая Софья Давыдовна Антановская — несмотря на то, что была инвалидом, взяла на себя уход за мной и всячески помогала папе в других нелегких для него случаях.
И в этом не было ничего героического — это была норма человеческих отношений: один помогает другому в тяжелую минуту, и так же, по потребности души, тот придет на помощь соседу, когда у него возникнут трудности.»
Люди превратились социальных эгоцентриков
Интересны философские обобщения, которые Ирина Константиновна делает на тему жизни в советских коммуналках:
«Еще неизвестно, насколько благотворны для социально-психического здоровья человека эти столь вожделенные когда-то для нас отдельные квартиры…
Мне начинает казаться, что то благо, которым когда-то для миллионов моих сограждан стала возможность переехать в отдельные квартиры (пусть уныло-однообразные, пусть небольшие, с низкими потолками и комнатами-клетушками, пусть далеко от центра), оборачивается теперь и другой своей стороной.
Между такими домами нет даже настоящих дворов (одни проходы или внутриквартальные проезды), а потому дети не могли, играя и вырастая, постигать законы дворового братства».
💥 Подобное мнение я не раз слышала от людей старшего поколения. Правда, справедливости ради, это уж точно не господствующая точка зрения на феномен коммуналок – подавляющее большинство вспоминает о них с содроганием.
«Наверное, неспроста у нас сейчас все чаще бьют тревогу по поводу недостатка в обществе терпимости, понимания, доброты, милосердия, уменьшения числа добрых, отзывчивых людей, особенно среди молодого поколения (я имею в виду добрых по изначальному отношению к миру, к природе, к людям вообще).
Многие из них выросли в неспособствующих полноценному формированию души и сердца изолированных бетонных жилищах, которые ну никак нельзя назвать «очагами» — так, место уединения от других.
Вот и подумаешь — что хуже, а что лучше: индивидуализм, доведенный в некоторых странах до абсурда, изолированность людей друг от друга, когда они замыкаются в «мой дом — мою крепость», а потом сами же страдают от разобщенности и одиночества, или что-то иное?..
Вот люди и превратились невольно в этаких социальных эгоцентриков и, выйдя в большую жизнь, агрессивно воспринимают всех непохожих на себя, а особенно тех, кто в чем-то лучше их. Лишнее подтверждение того, что палочка всегда о двух концах» (И. Архипова, "Музыка жизни").
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Денежный переулок: салонная жизнь в двухуровневом пентхаусе наркома Луначарского
👉 «Искали клады и тайный ход в сторону Кремля»: Ирина Архипова о сносе Никитского монастыря
👉 Голодные обмороки на гастролях: почему актеры Большого питались едой для кошек и собак на «диком Западе»
#театр и балет #биографии знаменитостей #экскурсии по москве #общество и люди #московские истории #гуляем по москве #москва и москвичи #советские знаменитости #московские улицы #прогулки по москве