Несмотря на то, что Иудея попала в зависимость от Рима за несколько десятилетий до нашей эры, еще целых сто лет правители Вечного города сохраняли ее автономию и возводили на трон пусть и марионеточных, но царей. Но когда в 66-м году началось масштабное восстание против чужеродной власти, самоуправление ликвидировали и еврейское государство почти на два тысячелетия исчезло с лица земли.
Исчезло ли? Или были попытки его возродить, пусть и в иных местах?
Ну, поскольку при подавлении мятежей римляне гуманностью особо не страдали, а еще со времен вавилонского пленения многие евреи привыкли жить в диаспоре, весомая их часть переселилась на соседние земли, контролируемые арабскими племенами или в той или иной степени зависимые от Парфянской державы. Кое-где они основали собственные торговые города-государства, где у кормила власти стояли евреи, а ведущей религией был иудаизм.
В качестве примеров можно назвать небезызвестную Медину, которая в доисламские времена звалась Ясрибом и была населена беженцами из земли Обетованной и принявшими иудейскую веру арабскими кланами. А на Синайском полуострове недалеко от нынешнего Шарм-эш-Шейха на небольшом островке Тиран существовала еврейская колония, создавшая собственное княжество Иоктаб.
И эти два полиса были не единственными.
На юге Аравийского полуострова в первые века нашей эры существовало сначала отдельное еврейское царство, которое затем сменило более мощное арабское государство Химьяр, чей царь принял иудаизм и частично присоединил земли соседней державы. К сожалению, позднее эта страна пала под ударами Эфиопии, правители которой расширяли свои азиатские владения.
В более поздние времена, когда евреи расселились почти по всей Европе и Азии, у них получилось восстановить торговлю на Великом шелковом пути, которая была прекращена в предыдущие столетия из-за войн, переселений и нашествий. Посередине этого маршрута находилась держава хазар, которая не склонялась ни к одной мировой религии, потому что с арабами она вела войну, а христиане находились довольно далеко. Один из каганов Хазарии принял решение перейти в иудаизм и обратил в новую веру если не весь свой народ, то его правящую верхушку.
Но и это еще не все. Из-за активной торговли, которая велась на Крымском полуострове в позднее средневековье там появилось сразу несколько еврейских общин. Еще до прихода монголов и появления Крымского ханства вокруг крепости Чуфут-кале (переводится, как «еврейская крепость») объединились местные евреи и караимы, часть из которых, видимо, была из Хазарии.
В эпоху Золотой Орды, когда эта земля была лишь далекой периферией татарских владений, Чуфут-кале удавалось сохранять независимость. Но когда на осколках кочевой империи возникло новое государство, чей центр был расположен именно здесь, крымским евреям пришлось бросить обжитые места и уехать в Литву.
Была своя государственность и у горских евреев. В эпоху, когда власть Золотой Орды и ее наследников пала, а русские на Кавказе еще не появились, в разное время в разных частях Дагестана возникали небольшие союзы поселений местных евреев, которые можно назвать и государствами.
Более всего известны княжества Абасава и Муни, но и другие ныне заброшенные аулы с иные временя были «столицами» горских евреев. Они либо пали под натиском соседних народов, либо просто со временем захирели и были оставлены.