Найти в Дзене
yury vilensky

Как в метро снимают кино

 В структуре Московского метрополитена с конца девяностых годов действует повое подразделение - служба сбора доходов.Однако, как раньше, так и сейчас, несмотря на фантастические цифры пассажиропотока, метро в чистом виде прибыль не приносит.Слишком большие расходы на эксплуатацию не покрываются доходами от продажи билетов.А если еще вспомнить, какие суммы вкладываюся в строительство новых линий.Однако служба сбора доходов существует, значит, кроме билетов, есть еще и другие источники.С началом горбачевской "перестройки" и появлением в СССР, спустя почти шестьдесят лет, частных фирм и предприятий, скромно наываемых тогда "кооперативами", руководство метрополитена тоже решило внести свою лепту в этот процесс.Где, как не в таком людном месте, можно было получить дополнительный доход от сдачи площадей под торговые точки. И, начиная с 1987 года, в метро появились первые лотошники, а, спустя пару лет, подземные мраморные дворцы превратились в большой базар.Торговля шла на переходах между станциями и в наземных вестибюлях Для пассажиров остались только платформы и средний зал, хотя и там обычно кто - то что - то продавал.Например, на переходе между двумя "Белорусскими", где установлена скульптурная композиция, посвященная партизанам, продавцы стояли в два, а то и в три ряда, точно как на рынке, или скорее как на барахолке.Этот "партизанский зал" очень ценился у организаторов торговли. Место центральное, большой поток пассажиров с двух основных линий и особое расположение станции - в начале главной улицы столицы и еще около железнодорожного вокзала.В настоящее время "торговцы изгнаны из храма". Остались лишь традиционные для метро аптечные киоски и театральные кассы. Правда в подземных переходах, прилегающих к станциям, торговля продолжается, но уже в более цивилизованном виде.Откуда же доход? Скорее всего от рекламы, которая украшает и потолки эскалаторных наклонных тоннелей, и наземные вестибюли, постоянно звучит по внутреннему радио, порой заглушая традиционное "Стойте справа, проходите слева". Рекламными постерами обклеены и стены вагонов.Однако пока, в отличие от других стран и даже некоторых городов России, реклама еще не добралась до стен подземных залов. Видимо все - таки пока стараются не портить архитектурный облик станций. Но все еще впереди.Быть может вы удивитесь, но и до "перестройки", во времена "застоя", Московский метрополитен имел вполне законные дополнительные доходы.Например от съемок фильмов, где действие в некоторых сценах происходит в метро.Особенно кинематографисты любили станцию "Маяковская" - одну из самых красивых и, главное, узнаваемых, причем не только москвичами.Постановочные съемки производились в ночное время, после закрытия метро.Ведь сделай это днем, при такой массе людей, которые, увидев кинокамеру и известного артиста, преврашаются в толпу зевак, то работа станции была бы парализована.К услугам кинематографистов в депо "Красная пресня", в специальном тупике, хранился отреставрированный поезд, еще из тех, что открывали движение на первой линии.Этот состав, со светильниками - ландышами, выглядит внутри намного уютней, чем современные, с люминисцентным освещением.Теперь представьте, как дорого обходятся студиям эти киносъемки "на натуре".Кроме платы за аренду станции, нужно было выдать однодневный заработок всем работникам метрополитена, обслуживающим проведение киносъемок - электрикам, уборщицам, связистам. И, конечно, начальнику станции, который обязан всю ночь находиться на месте и, после завершения работы киногруппы, тщательно проверить каждый угол и подтвердить, доложив диспетчеру, полную готовность станции к приему пассажиров и поездов.Несмотря на то, что день, вернее ночь таких съемок обходилась киностудии в кругленькую сумму, режиссер особенно не торопился. В конце концов он создает очередной шедевр - так некоторые из них мне и говорили.Тем более все советское кинопроизводство финансировалось не частными продюсерами, как сегодня, а государством, также как и метрополитен, который весь заработанный доход переводил из одного в другой карман того же самого государства.Как я уже говорил, все постановочные киносъемки производились только ночью. Но бывали и исключения из правил.В этот апрельский день, когда уже закончился утренний балаган и наступило небольшое затишье, если так можно сказать о станции "Белорусская", ко мне в кабинет влетела бойкая девица, представитель студии "Киевтелефильм". Предъявив разрешение на съемки в так называемое "межпиковое" время, она тут же потребовала моей помощи.Киногруппа делала картину о Владимире Высоцком, фильм художественно - документальный или что - то в этом роде.На сегодня была запланирована такая сцена. Женщина, а в этой роли снималась известная певица Елена Камбурова, стоит в торцевой части вагона, у окна и смотрит вдаль, а за кадром звучат песни Высоцкого в ее исполнении.Правда через это окно можно видеть только то, что происходит в соседнем вагоне, но зритель этого не поймет, разве что чересчур дотошный.В чем же, по мнению этой бойкой девицы, заключалась моя помощь?Для нее все было предельно просто. Так как снимать приходилось через оконные стекла сразу двух вагонов, то их надо было помыть или хотя - бы протереть. Был предложен такой вариант. Моя "машинист уборочных машин", садится в поезд, во время движения открывает торцевую дверь вагона и, высунувшись наружу, протирает оба стекла, а девица, на всякий случай, страхует ее от падения на рельсы, но весьма странным способом - держа за ноги.Когда я представил себе эту картину и мою восьмидесятилетнюю "машинистку" Александру Ивановну, висящую между вагонами, то даже не знал, как на это отреагировать. О таком экстриме не могло быть и речи.Девица обиделась и сказала, что все вымоет сама. И сделала, правда попросив помощника машиниста, который не смог отказать такой женщине, да еще из загадочного мира кино.Вернувшись назад, девица сообщила, что вся группа уже находится на станции, включая массовку, привезенную из Киева. Ждали только Елену Камбурову, которая задерживалась.Примерно пятьдесят человек расположились почти на всю длину платформы. А то свободное пространство, что оставалось, было заполнено ящиками с аппаратурой, прожекторами и барабанами с кабелем.Для пассажиров места практически не было. Интересно посмотреть как это стадо ввалится в вагон.Наконец прибыла главная героиня.Пока ее гримировали, режиссер проводил инструктаж съемочной группы. Не знаю, что он там говорил, но думаю, что при таком шуме, его просто не слышали.Прибыл тот самый поезд с протертыми стеклами и эта кинематографическая толпа бросилась на его штурм. Все перемешалось - массовка, операторы, помощники, помощники помощников.Но, как ни странно, вагон вместил всех. И в течении двух минут платформа опустела. После такого балагана вдруг стало как - то непривычно пусто и тихо.Лишь на одной из мраморных скамеек сидел кто - то в синем плаще.Это была главная героиня - Елена Камбурова, про которую в суматохе посадки просто забыли.Спустя несколько минут из поезда, прибывшего на противоположную платформу, вывалилась уже знакомая съемочная группа в полном составе, обнаружившая "недостачу" и весь процесс повторился снова.Но на этот раз первым в вагон вошел режиссер, бережно держа под руку певицу, а потом уже все остальные участники представления.Дальнейшая судьба этого фильма мне неизвестна. Может быть кому - то удалось его посмотреть?. .
В структуре Московского метрополитена с конца девяностых годов действует повое подразделение - служба сбора доходов.Однако, как раньше, так и сейчас, несмотря на фантастические цифры пассажиропотока, метро в чистом виде прибыль не приносит.Слишком большие расходы на эксплуатацию не покрываются доходами от продажи билетов.А если еще вспомнить, какие суммы вкладываюся в строительство новых линий.Однако служба сбора доходов существует, значит, кроме билетов, есть еще и другие источники.С началом горбачевской "перестройки" и появлением в СССР, спустя почти шестьдесят лет, частных фирм и предприятий, скромно наываемых тогда "кооперативами", руководство метрополитена тоже решило внести свою лепту в этот процесс.Где, как не в таком людном месте, можно было получить дополнительный доход от сдачи площадей под торговые точки. И, начиная с 1987 года, в метро появились первые лотошники, а, спустя пару лет, подземные мраморные дворцы превратились в большой базар.Торговля шла на переходах между станциями и в наземных вестибюлях Для пассажиров остались только платформы и средний зал, хотя и там обычно кто - то что - то продавал.Например, на переходе между двумя "Белорусскими", где установлена скульптурная композиция, посвященная партизанам, продавцы стояли в два, а то и в три ряда, точно как на рынке, или скорее как на барахолке.Этот "партизанский зал" очень ценился у организаторов торговли. Место центральное, большой поток пассажиров с двух основных линий и особое расположение станции - в начале главной улицы столицы и еще около железнодорожного вокзала.В настоящее время "торговцы изгнаны из храма". Остались лишь традиционные для метро аптечные киоски и театральные кассы. Правда в подземных переходах, прилегающих к станциям, торговля продолжается, но уже в более цивилизованном виде.Откуда же доход? Скорее всего от рекламы, которая украшает и потолки эскалаторных наклонных тоннелей, и наземные вестибюли, постоянно звучит по внутреннему радио, порой заглушая традиционное "Стойте справа, проходите слева". Рекламными постерами обклеены и стены вагонов.Однако пока, в отличие от других стран и даже некоторых городов России, реклама еще не добралась до стен подземных залов. Видимо все - таки пока стараются не портить архитектурный облик станций. Но все еще впереди.Быть может вы удивитесь, но и до "перестройки", во времена "застоя", Московский метрополитен имел вполне законные дополнительные доходы.Например от съемок фильмов, где действие в некоторых сценах происходит в метро.Особенно кинематографисты любили станцию "Маяковская" - одну из самых красивых и, главное, узнаваемых, причем не только москвичами.Постановочные съемки производились в ночное время, после закрытия метро.Ведь сделай это днем, при такой массе людей, которые, увидев кинокамеру и известного артиста, преврашаются в толпу зевак, то работа станции была бы парализована.К услугам кинематографистов в депо "Красная пресня", в специальном тупике, хранился отреставрированный поезд, еще из тех, что открывали движение на первой линии.Этот состав, со светильниками - ландышами, выглядит внутри намного уютней, чем современные, с люминисцентным освещением.Теперь представьте, как дорого обходятся студиям эти киносъемки "на натуре".Кроме платы за аренду станции, нужно было выдать однодневный заработок всем работникам метрополитена, обслуживающим проведение киносъемок - электрикам, уборщицам, связистам. И, конечно, начальнику станции, который обязан всю ночь находиться на месте и, после завершения работы киногруппы, тщательно проверить каждый угол и подтвердить, доложив диспетчеру, полную готовность станции к приему пассажиров и поездов.Несмотря на то, что день, вернее ночь таких съемок обходилась киностудии в кругленькую сумму, режиссер особенно не торопился. В конце концов он создает очередной шедевр - так некоторые из них мне и говорили.Тем более все советское кинопроизводство финансировалось не частными продюсерами, как сегодня, а государством, также как и метрополитен, который весь заработанный доход переводил из одного в другой карман того же самого государства.Как я уже говорил, все постановочные киносъемки производились только ночью. Но бывали и исключения из правил.В этот апрельский день, когда уже закончился утренний балаган и наступило небольшое затишье, если так можно сказать о станции "Белорусская", ко мне в кабинет влетела бойкая девица, представитель студии "Киевтелефильм". Предъявив разрешение на съемки в так называемое "межпиковое" время, она тут же потребовала моей помощи.Киногруппа делала картину о Владимире Высоцком, фильм художественно - документальный или что - то в этом роде.На сегодня была запланирована такая сцена. Женщина, а в этой роли снималась известная певица Елена Камбурова, стоит в торцевой части вагона, у окна и смотрит вдаль, а за кадром звучат песни Высоцкого в ее исполнении.Правда через это окно можно видеть только то, что происходит в соседнем вагоне, но зритель этого не поймет, разве что чересчур дотошный.В чем же, по мнению этой бойкой девицы, заключалась моя помощь?Для нее все было предельно просто. Так как снимать приходилось через оконные стекла сразу двух вагонов, то их надо было помыть или хотя - бы протереть. Был предложен такой вариант. Моя "машинист уборочных машин", садится в поезд, во время движения открывает торцевую дверь вагона и, высунувшись наружу, протирает оба стекла, а девица, на всякий случай, страхует ее от падения на рельсы, но весьма странным способом - держа за ноги.Когда я представил себе эту картину и мою восьмидесятилетнюю "машинистку" Александру Ивановну, висящую между вагонами, то даже не знал, как на это отреагировать. О таком экстриме не могло быть и речи.Девица обиделась и сказала, что все вымоет сама. И сделала, правда попросив помощника машиниста, который не смог отказать такой женщине, да еще из загадочного мира кино.Вернувшись назад, девица сообщила, что вся группа уже находится на станции, включая массовку, привезенную из Киева. Ждали только Елену Камбурову, которая задерживалась.Примерно пятьдесят человек расположились почти на всю длину платформы. А то свободное пространство, что оставалось, было заполнено ящиками с аппаратурой, прожекторами и барабанами с кабелем.Для пассажиров места практически не было. Интересно посмотреть как это стадо ввалится в вагон.Наконец прибыла главная героиня.Пока ее гримировали, режиссер проводил инструктаж съемочной группы. Не знаю, что он там говорил, но думаю, что при таком шуме, его просто не слышали.Прибыл тот самый поезд с протертыми стеклами и эта кинематографическая толпа бросилась на его штурм. Все перемешалось - массовка, операторы, помощники, помощники помощников.Но, как ни странно, вагон вместил всех. И в течении двух минут платформа опустела. После такого балагана вдруг стало как - то непривычно пусто и тихо.Лишь на одной из мраморных скамеек сидел кто - то в синем плаще.Это была главная героиня - Елена Камбурова, про которую в суматохе посадки просто забыли.Спустя несколько минут из поезда, прибывшего на противоположную платформу, вывалилась уже знакомая съемочная группа в полном составе, обнаружившая "недостачу" и весь процесс повторился снова.Но на этот раз первым в вагон вошел режиссер, бережно держа под руку певицу, а потом уже все остальные участники представления.Дальнейшая судьба этого фильма мне неизвестна. Может быть кому - то удалось его посмотреть?. .