Июль — время для Жюльетты Бенцони уже второй год подряд. Закрываю свой гештальт по любовно-историческим романам и дочитываю четвертый цикл «Флорентийка», а посты по циклам «Катрин», «Марианна» и «Волки Лозарга» можно прочитать здесь:
Что общего у «Грозового перевала и романа Жюльетты Бенцони»
«Почему Марианне не удалось превзойти успех Катрин»
Исторические личности в романе «Катрин» Жюльетты Бенцони
Цикл «Флорентийка» был начат в 1988 году и завершен в 1990 . А вот с «Катрин» его разделяет почти 40 лет творческой жизни писательницы: первая книга из серии «Катрин» вышла в 1963 году. Мне было интересно проследить, как удавалось Жюльетте Бенцони производить многотомные циклы и держать внимание читателя столько лет. Кстати, она прожила 95 лет и выпускала новые книги до самой смерти в 2016 году.
Можно сказать, что «Флорентийка» условно продолжает линию «Катрин»: речь в нем идет о сыновьях Филиппа Доброго Бургундского и Карла VII Валуа — Карле Смелом и Людовике XI, которые вели междоусобные войны. Если рассуждать в духе «Вселенной Бенцони», то можно сказать, что героиня Фьора Бельтрами по возрасту годилась во внучки Катрин Легуа/Монсальви. Лишь один раз нам намекают о том, что Катрин существует в той реальности, когда в 4-й книге Фьора встречается с одним прево, который упоминает, что знал и поклонялся красивой даме Катрин де.. (но он так и не называет ее имя). Конечно, в этой серии идет речь о других героях.
Пролог начинается с событий 1457 года, когда простой флорентийский купец Бельтрами случайно наблюдает за казнью двоих молодых людей, окруженных печальной семейной историей. Он усыновляет их дочь (Фьору) и уводит во Флоренцию. Там же прекрасная Фьора встречает бургундского рыцаря графа Филиппа де Селонже — вот два главных персонажа, которые начинают бегать друг от друга, как Катрин и Арно де Монсальви. Наверное, это самый любимый прием Жюльетты Бенцони: мужчина мечты всегда ускользает от ее героинь, а они попадают в ловушки, чтобы его найти. Этакий роман взросления в вечной погоне.
Исторические события и персонажи:
В этом цикле писательница решила рассказать о важных политических событиях Позднего Средневековья: войнах Людовика XI и Карла Смелого и заговоре Пацци против Медичи; среди героев: Джулиано и Лоренцо Медичи, Катарина Сфорца, кардинал Риарио, Папа Римский Сикст IV, кардинал Борджиа, Мария Бургундская, Филипп Коммин.
Краткий пересказ сюжета (А вдруг вы не читали?)
Первая книга показалась мне довольно интересной: Фьора приезжает в Бургундию, мстит обидчику родителей и находит родственников, но эта линия быстро заканчивается, и больше автор к ней не возвращается. И тут начинается странное: Фьору склоняют с роману, слежке, политике и всему такому, от чего идеальная героиня Джейн Остин начала бы визжать, как от укуса осы. По просьбе короля Франции Фьора соблазняет наемника Кампобассо, чтобы он перешел от Карла Смелого к Людовику XI, чем, конечно, оскорбляет мужа, который сам от нее отказался, так как не может простить ей незаконное происхождение.
Весь второй том Фьора живет в палатке Карла Смелого — и это самое занудное повествование. В третьем, уже интереснее — похищение, Папа Римский, знакомство с Борджиа (и он влюблен, конечно), роман с Лоренцо Великолепным. Четвертый — расстроил совершенно: Фьора выбирает между мужем и ребенком от Лоренцо в пользу мужа, конечно, который от нее отказывается. Но возвращается благодаря хитрости короля Франции.
Мне показалось, что этот цикл самый слабый из всех “женских”. Да и писательница не выдержала темпа первого тома и “сдулась”, если учесть, что в Катрин 7 книг, а в Марианне 5.
Что понравилось в цикле: нетипичная для религиозного Средневековья история родителей главной героини, которая совсем не характерна для людей, которые в то время любви уделяли мало времени: почти все браки были без нее, особенно у правящей элиты; а женщина почти не имела прав, даже если она дочь короля. Какое-то влияние женщины получили через почти пятьдесят лет после описываемых событий, когда Франциск I увлекся культурой Возрождения и превратил скучный двор французского короля в шумный и веселый, окружив себя прекрасными дамами.
Не понравилось: как обычно, все героини Бенцони зациклены на мужском персонаже, как будто жизни без него невозможно. Особенно Фьора решила отказаться от еды и плакала четверо суток, когда муж ее прогнал, узнав об измене.
В общем, спустя почти 20 лет я знаю, что как закончился цикл о несчастной флорентийке, и больше мне читать у Бенцони ничего не хочется. Нет, никаких 15 книг о Хромом из Варшавы, двух книг о Морице Саксонском и прочих историй о герцогине де Шеврез.
Кстати, есть два романа классиков исторической литературы, которые могут рассказать об эпохе Людовика XI:
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери»,
Вальтер Скотт «Квентин Дорвард»;
и еще мемуары Филиппа де Коммина (переведенные на русский язык).