Советский солдат во время Второй мировой и Великой Отечественных войн был защитником Родины. А немецкие солдаты – безжалостными оккупантами, которые уничтожали все на своем пути, не жалели женщин и детей.
Но в Вермахт призывали разных людей. Многие, судя по воспоминаниям очевидцев, были жестоки. А были и такие, кто подчинялся законам своей страны.
Взять, к примеру, современную Россию. У мужчин с 18-лет возникает обязанность и долг защищать свою Родину, служить в Вооруженных силах. Нужно выполнять приказы командиров, даже если они преступные. В Уголовном кодексе, кстати, написано, что за выполнение таких приказов лицо освобождается от ответственности. Но за невыполнение приказа сурово наказывают.
Я вот к чему клоню: среди немцев были такие же простые люди, которых государство, помимо их воли, послало на войну. Я не оправдываю фашизм и нацизм. Немцы были, естественно, захватчиками, но это были люди, между прочим.
Вот отсюда «растут ноги» снайперского «кодекса чести».
Еще одна причина того, почему снайперы иногда не стреляли в противника, а иногда и просто промахивались – это вероятность получить «ответку». А еще Кант сказал: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Вот снайперы так и поступали.
Надо сказать, что людей с винтовкой с оптическим прицелом никто не любил. Понятно, почему: пехота, к примеру, идет в атаку открыто. А снайпер прячется и делает выстрелы, когда тех враг не ожидает. Тем не менее снайперов можно уважать хотя бы за то, что у них существовал такой вот «кодекс». Говорят, что он соблюдается до сих пор.
Итак, когда же снайперы не стреляли?
1. Если противник справляет естественную нужду. Согласитесь, никому не хотелось бы отойти в мир иной, когда отошел за кустик по большому или маленькому делу.
Ничто не мешало снайперу дождаться, когда враг закончит, и со спокойной душой отправить его к предкам.
2. Честные снайперы не стреляли в медсестер. Попадешь во вражеского медика – жди, что противник накроет бомбой твой госпиталь. Впрочем, очень много есть воспоминаний участников Второй мировой, согласно которым немцы и японцы не жалели врачей и медсестер противника. Потому что они их за людей не считали. А вот бойцы РККА иногда привлекали немецких докторов и медсестер к лечению советских раненых.
3. Не стреляли в «водоносов». Причина все та же: уничтожишь вражеского добытчика воды – противник станет сводить со свету двоих «водоносов». В итоге, есть шансы загнуться не от пули, а от жажды. Рассказывают, что отцы-командиры такого великодушия не приветствовали. Снайперам приходилось стрелять по «водоносам», но бойцы с «орлиным глазом» регулярно промахивались. Конечно же, «случайно».
4. Снайперы, бывало, не стреляли по противнику на нейтральной полосе. В 1945 году где-то в Восточной Европе имел место такой случай: между русскими и немцами встала какая-то деревенька. Местные её покинули, оставив провизию, скот и прочие вещи, которые ценятся на войне. Солдаты противоборствующих стран договорились, что будут посещать нейтральную зону по часам. Допустим, с 18 до 6 утра там хозяйничали немцы. А с 6 до 18 – русские. Немецкий снайпер не имел морального права стрелять в бойца РККА, зашедшего на нейтральную территорию до 6 вечера. Если он видел «красного» в деревеньке позже 18 часов, то снайпера уже ничего не останавливало.
Когда люди долго сидели друг против друга в окопах, то они видели напротив себя не только врагов, но и «человеков», которые так же страдали от жажды и голода, которых ели вши, которых дома ждали родные. Удивительно, но на войне было место некой толике гуманизма.