Рок-н-ролл необходимо вернуть в массы решили независимые музыканты 45 лет назад и совершили консервативный переворот в шоу-бизнесе.
Когда Led Zeppelin в 1971-м растворялись в одиннадцатиминутной "Stairway to Heaven", а Pink Floyd все дальше углублялись в параноидальный концептуализм, несколько британских музыкантов решили не тратить время на поиски в собственном подсознании пустопорожней бессмыслицы и заунывной музыкальной текстуры. Такой подход излишне дорог, неоправданно продолжителен и не имеет определенной цели. Рок-н-ролл это музыка пролетариата, который в своих пристрастиях весьма далек от пацифистской-созерцательности выпускников художественных школ и практик студентов гуманитарных факультетов в осознании эзотерической бесконечности внутренней пустоты.
Когда студии звукозаписи ангажированы на годы вперед мэйджор-лейблами для воплощения музыкальных экспериментов "обдолбившихся" звезд хард и прогрессив рока, новому поколению музыкантов ничего не оставалось как вернуться в пабы, к народу, к обмотанным изолентой проводам и облезлым комбиками с потрескавшимися корпусами.
В середине 70-х в городских пабах Британии появились музыканты в облезлых джинсах с засаленными хайерами, которые громко прокричали: "Назад в моно, назад в ритм-н-блюз и снова здравствуй гаражный рок-н-ролл".
Во главе "движения с стиле моно" встал Ли Брилло (Lee Brilleaux) с группой Dr. Feelgood, извините за тавтологию, и поставил во главу угла хорошее настроение. Пускай оно будет у тебя всегда, даже если ты не стирал свой белый костюм два года, но все же он белый и это здорово. Брилло часто выступал в грязном белом костюме.
Идеей паб-рока стала формула "назад к истокам": минимализм в требованиях к качеству звукозаписи и максимально простой подход к музыкальному материалу, как у первопроходцев блюза и рок-н-ролла. Внешне это выражалось в нарочитом отказе от роскоши в одежде и опрятности в прическах. Записываться музыканты предпочитали на независимых лейблах, в результате, предел окупаемости релизов в паб-роке оказался самым низким в истории. Популярные паб-рокеры могли выйти в прибыль после 2000 проданных LP, когда нижний предел безубыточности у мейджоров находился на уровне 20000 экз.
ФАКТ
Благодаря паб-року (pub-rock) появились первые независимые лейблы звукозаписи. Chiswick Records считается первым инди-лейблом в истории. На Чизвике вышли первые записи еще не известных широкой публике The Damned и Motörhead.
В числе главных имен движения "назад к истокам" можно назвать группы Elvis Costello & the Attractions, The 101ers, и др. которые вы можете услышать в плей-листе в конце текста.
Эксперты считают, что паб-рок стал отправной точкой для панк-рока. Что в корне не правильно. Если паб-рокеры в основном "угорали" по-музыке, хотели сделать рок ближе к народу, то в панке всё выглядело иначе.
Музыкально punk rock не ставил себе никаких задач, кроме того, что порядок в этом деле не особенно важен. Главным в панке всегда являлась его остро-социальная направленность, а именно - анархия, которая должна изменить существующие буржуазные порядки. В этом плане паб-рокеры выглядели детьми.
Кстати именно из болота паб-рока появился известный поколенческий гимн "S...х&Dr..х&Rock-n-Roll", авторство которого принадлежит Йэну Дьюри (Ian Dury).
Дьюри со своей группой The Blockheads стал квинтэссенцией всей этой протестной движухи. Заводной драйв паб-рока он соединил с антибуржуазной лирикой панка. На выходе получился заводной рок, который без лишнего мудрствования критики отнесли к new wawe, а саму группу к пионерам этого жанра. Закономерный итог революции в любом её проявлении.
Под давлением обстоятельств дрогнули гранды. Например, Nazareth в 1976 году выпустили два символичных альбома. В "Close Enough for Rock ’n’ Roll" в соответствии с названием, что переводе "Довольно близко к рок-н-роллу", Nazareth начали подбираться к корням. Знаменитую супер-хард-роковую "Телеграмму" и жесткий, атмосферный номер "Born Under the Wrong Sign" шотландские парни сопроводили средневековыми фолк-этюдами и наполненными парами виски ритм энд блюзами и рок-н-роллами. Longplay "Play 'n' the Game" уже полностью отвечал канонам паб-рока вплоть до обложки.
На современном этапе музыканты не перестали играть паб-рок. И сейчас есть группы, которые также избегают стадионов и в своем творчестве приветствуют элементы рок-н-ролльной архаики, которые можно услышать, например, у Stereophonics.
А вы не заметили, что интерес к гаражному року за последние годы заметно вырос.