6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии родился будущий художник-пейзажист Апполинарий Михайлович Васнецов.
Несмотря на то, что Аполлинарий был менее известен, чем его старший брат — знаменитый живописец Виктор Васнецов ("Богатыри", "Иван-Царевич на Сером волке", "Алёнушка"), Васнецов младший всё-таки обладал самобытным дарованием и не оставался в тени своего именитого родственника.
Аполлинарий стал выдающимся мастером исторической живописи, искусствоведом, поэтом русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.
Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.
«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в автобиографии художник.
В возрасте 13 лет Аполлинарий остается круглым сиротой на попечении старшего брата. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.
Апполинарий не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: его старшим братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. В первую очередь молодого художника интересовал жанр пейзажа. Ранние его работы (1880-х гг.) подвержены сильному влиянию старших современников.
Художник часто путешествовал по средней полосе России, много лет (с 1902 по 1914 год, по другим источникам с 1903 по 1917 год) проводил летние месяцы в усадьбе Демьяново Клинского уезда у Владимира Ивановича Танеева.
Художника восхищала красота природы этого уголка Клинского уезда, здесь он написал несколько картин и сделал множество зарисовок усадьбы и её окрестностей. Самыми частыми героями полотен Васнецова оказались постройки Успенской церкви:
Демьяновские пруды (Царский, Зелёный, Святой):
При Владимире Ивановиче Танееве хозяйственные корпуса усадьбы Демьяново были преобразованы в дачи с мезонинами и террасами, обращёнными в парк.Одну из этих дач изобразил на своей картине Апполинарий Васнецов:
Также Васнецовым были запечатлены парковые аллеи усадьбы:
Васнецову нравилась не только природа в Демьяново, но и общество, собиравшееся здесь. Особенно близок Апполинарий был с В.И. Танеевым и К.А. Тимирязевым. С последним художник часто бродил по демьяновским полям и лесам — оба любили русскую природу. Зачастую они любовались чудесными летними закатами… вели задушевные беседы об искусстве, красоте, о разнообразии растительного мира. Очень часто к этим беседам присоединялся В.И. Танеев.
Вот, что пишет в своих воспоминаниях сын художника Всеволод: «Самые светлые воспоминания у меня сохранились о селе Демьяново… Демьяново — это леса, поля, река, пруды. Это — пение птиц, это цветение трав и деревьев, это -природа… А природа в Демьянове действительно была прекрасна… И доказательство в том, что мой отец, художник-пейзажист, выезжал на лето в Демьяново почти непрерывно в течение 15 лет. Он написал там сотни этюдов, а мотивы демьяновской природы послужили ему сюжетом для многих картин.
А вот как сам Васнецов вспоминал время, проведенное в Демьянове: «Как бывало в Демьянове хорошо! С утра — этюды, приедешь, пообедаешь, отдохнёшь и опять этюды. Всё тут же, под боком, близко. Так хорошо!»
В демьяновских этюдах нет величия широких просторов, они интимны, написаны «для души». Это этюды мастера, прекрасно чувствующего цвет, тонко передающего воздушность среды.