Найти тему

Аполлинарий Васнецов - Демьяновской природы «летописец»

6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии родился будущий художник-пейзажист Апполинарий Михайлович Васнецов.

Аполлинарий Васнецов 1878 год, портрет написан Виктором Васнецовым
Аполлинарий Васнецов 1878 год, портрет написан Виктором Васнецовым

Несмотря на то, что Аполлинарий был менее известен, чем его старший брат — знаменитый живописец Виктор Васнецов ("Богатыри", "Иван-Царевич на Сером волке", "Алёнушка"), Васнецов младший всё-таки обладал самобытным дарованием и не оставался в тени своего именитого родственника.

Виктор Васнецов (старший брат Аполлинария, мастер исторической и фольклорной живописи) в молодости, портрет И.Н. Крамского)
Виктор Васнецов (старший брат Аполлинария, мастер исторической и фольклорной живописи) в молодости, портрет И.Н. Крамского)

Аполлинарий стал выдающимся мастером исторической живописи, искусствоведом, поэтом русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.

Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в автобиографии художник.

В возрасте 13 лет Аполлинарий остается круглым сиротой на попечении старшего брата. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.

Апполинарий не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: его старшим братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. В первую очередь молодого художника интересовал жанр пейзажа. Ранние его работы (1880-х гг.) подвержены сильному влиянию старших современников.

Художник часто путешествовал по средней полосе России, много лет (с 1902 по 1914 год, по другим источникам с 1903 по 1917 год) проводил летние месяцы в усадьбе Демьяново Клинского уезда у Владимира Ивановича Танеева.

Художника восхищала красота природы этого уголка Клинского уезда, здесь он написал несколько картин и сделал множество зарисовок усадьбы и её окрестностей. Самыми частыми героями полотен Васнецова оказались постройки Успенской церкви:

Летний день. А. Васнецов. Храм Успения
Летний день. А. Васнецов. Храм Успения
На погосте. Демьяново. 1907 год. А.М. Васнецов
На погосте. Демьяново. 1907 год. А.М. Васнецов

Демьяновские пруды (Царский, Зелёный, Святой):

При Владимире Ивановиче Танееве хозяйственные корпуса усадьбы Демьяново были преобразованы в дачи с мезонинами и террасами, обращёнными в парк.Одну из этих дач изобразил на своей картине Апполинарий Васнецов:

-8

Также Васнецовым были запечатлены парковые аллеи усадьбы:

Аллея в парке. Демьяново. 1907 г. А.М. Васнецов.
Аллея в парке. Демьяново. 1907 г. А.М. Васнецов.

Васнецову нравилась не только природа в Демьяново, но и общество, собиравшееся здесь. Особенно близок Апполинарий был с В.И. Танеевым и К.А. Тимирязевым. С последним художник часто бродил по демьяновским полям и лесам — оба любили русскую природу. Зачастую они любовались чудесными летними закатами… вели задушевные беседы об искусстве, красоте, о разнообразии растительного мира. Очень часто к этим беседам присоединялся В.И. Танеев.

Вот, что пишет в своих воспоминаниях сын художника Всеволод: «Самые светлые воспоминания у меня сохранились о селе Демьяново… Демьяново — это леса, поля, река, пруды. Это — пение птиц, это цветение трав и деревьев, это -природа… А природа в Демьянове действительно была прекрасна… И доказательство в том, что мой отец, художник-пейзажист, выезжал на лето в Демьяново почти непрерывно в течение 15 лет. Он написал там сотни этюдов, а мотивы демьяновской природы послужили ему сюжетом для многих картин.

А вот как сам Васнецов вспоминал время, проведенное в Демьянове: «Как бывало в Демьянове хорошо! С утра — этюды, приедешь, пообедаешь, отдохнёшь и опять этюды. Всё тут же, под боком, близко. Так хорошо!»

В демьяновских этюдах нет величия широких просторов, они интимны, написаны «для души». Это этюды мастера, прекрасно чувствующего цвет, тонко передающего воздушность среды.

Апполинарий Васнецов, фото начала ХХ века.
Апполинарий Васнецов, фото начала ХХ века.