Найти тему

Четыре козы, Наполеон и русские шали.

Едва уловимый аромат пачули, шаль, соскальзывающая с плеча юной аристократки, кружащейся в “pas de châle” на балу в начале 19века…

Как вам уверенно скажет любой стилист, секрет успешного образа- аксессуары. В эпоху Наполеона особое место заняла шаль. Французский император привез своей жене Жозефине драгоценные кашмирские шали из Египетских походов, и она оценила подарок. Тонкие и теплые они спасали хрупких красавиц от простуд и прекрасно дополняли лаконичный крой ампирных платьев.

Мода  начала XIXв
Мода начала XIXв

Так, с легкой руки Жозефины, шаль обрела новое прочтение. Она стала обязательным дорогим аксессуаром, умение изящно носить шаль высоко ценилось в свете. Более того, их количеством измерялось благосостояние светских львиц начала XIX в. Дама считалась небогатой, если у нее было меньше 6 шалей, а у Жозефины их было около 400, причем некоторые она использовала совсем не по назначению. Например, шила из них платья и даже оформляла подушки для любимой собачки. А другая знаменитая француженка Жюли Бернар Рекамье даже придумала танец с шалью(“pa de shale”) для которого изделие утяжелялось позолоченными коралловыми бусинами, чтобы ткань было легче контролировать при движении.

Жозефина Богарне
Жозефина Богарне

Интересно, что шали пригодились и мужчинам. То,, что раньше в Индии носили лишь принцы крови теперь красовалось на французских офицерах. Узкой узорной шалью с тонкими кистями они опоясывали свои мундиры- хвастовство трофеями никто не отменял. А заветная посылка, пересыпанная пачули для сохранности ткани, стала верным путем к сердцам красавиц. Говорили,что некоторые придворные дамы «отдавались императору всего за одну шаль».

Конечно, вряд ли блиставшая на балах аристократия знала каким трудом создавались эти вещи, и сколько смысла в них вкладывали. Материал, узор, цвет-все имело значение.

Натуральный кашемир всегда был дорогим материалом. Длинный пух с горла диких коз, которы живут на неприступных скалах, до сих пор собирают только вручную и только весной. Одна коза дает 200 гр первичного кашемира из которого получают 80-120 грамм чистого пуха. Для одной шали требуется пух четырех коз. Его превращают в тончайшие нити в 19-20 мкм[i] ( человеческий волос имеет толщину около 50-75 мкм), окрашивают в разные цвета соком более 300 растений и только после этого он попадает в руки к мастерам.

В древности мастерами были только мужчины, ведь женщины могли легко разболтать секреты. Последовательность нитей в сложных узорах зашифровывались в особые песни, которые пели за работой. На изготовление одной шали опытный мастер мог потратить от одного года до четырех лет.[ii]

Казалось бы веками оттачиваемое мастерство сложно превзойти, но недаром русский Левша блоху подковал! Именно русские мастерицы смогли вывести технику на новый уровень - узор на шали стал двусторонним и абсолютно одинаковы, изнанки больше не было.

За этим успехом стояла семья Колокольцевых- братья Григорий и Дмитрий и сестра Надежда, в замужестве Мерлина. Именно ее пытливый ум и настойчивость позволили наладить новое производство. Она не побоялась распустить шаль из своего приданого, стоившую целое состояние, и изменила технологию: вычесывала пух гребнями из мамонтовой кости и раскаленными стальными гребнями, что давало нить весом в 13 гр длинной в 4,5 км ,а также применила гобеленное ткачество. К 1802 появились первые удачные образцы шалей, а к 1806 мастерская заработала в полную силу. Шали имели грандиозный успех как в России, так и за ее пределами и Надежда получила статус поставщицы императорского двора.

Портрет неизвестной(предположительно  Н.Мерлиной)
Портрет неизвестной(предположительно Н.Мерлиной)

Цена такого взлета была высока. На работу брали юных девушек от 17 до 27 лет с ловкими пальцами и хорошим зрением, так как в узорах было до 60 оттенков . Три-четыре мастерицы за день могли выткать не более полусантиметра шалевой ткани, а за год 60 человек могли соткать лишь 16 шалей и 5 шарфов. После 10 лет кропотливой работы девушки получали вольную и небольшой капитал, но применить его уже не могли, так как слепли. Многие так и оставались до конца дней жить в богадельне при своих помещиках.

Что же так кропотливо ткали эти бедные девушки? Это были поистине сказочные узоры, соединившие в себе культурные традиции востока и запада. Оригинальные кашмирские шали изображали деревья и восточные узоры. Те самые «огурцы», «слезы Аллаха» или «Пейсли», как их назвали по имени мануфактуры в Англии, поставившей производство более дешевых шалей на поток, на самом деле схематичное изображение плода пальмы, попавшее в Индию из Персии. Цветочные орнаменты, особенно из роз, были уже французской модой, а наши мастерицы соединяли в букеты близкие русскому сердцу полевые цветы, которые превращались в калейдоскоп восточных узоров.

Индийская шаль XIXв
Индийская шаль XIXв

Фрагмент "мерлиновки"
Фрагмент "мерлиновки"
Колокольцевские узоры
Колокольцевские узоры

Сколько же стоили эти роскошные изделия? Дешевые шали можно было найти за 1500 рублей,при том что корова стоила 30 рублей. А вот мерлиновские и елисеевские изделия доходили до 12 тысяч. Именно такую шаль приобрел в 1829 году император Николай 1 для своей жены, что по стоимости равнялось усадьбе с крестьянами. И это был не предел!

По иронии судьбы человек, чья первая жена ввела моду на шали не смог купить своей второй жене, императрице Марии Луизе, знаменитую мерлиновскую шаль. В 1811 году французский посол генерал Коленкур находившийся в России с дипломатическим визитом получил от Надежды Мерлиновой отказ как демонстрацию несогласия с политикой Наполеона и проявление патриотических чувств (по другой версии она специально запросила баснословную сумму в 25 тысяч рублей). Конечно, у этой легенды есть разные варианты, но она не могла не появится в то время-Россия отчаянно стремилась показать, что она может превзойти Европу в чем угодно и после войны 1812 года утвердилась на мировой арене уже в качестве державы-победительницы.

К слову, Надежда Мерлинова проявила милость к тяжело раненому пленному французскому генералу. Граф Долгорукий, приезжавший к ней с визитом, пишет, что тот «будучи привезен сюда очень болен, не найдя ни лекаря порядочного, ни золотника лекарства, взят этой помещицей на свои руки, вылечен ее попечением и, познакомясь с нею, разделял с ее семейством время своего заключения. Днем обучал детей французскому, а утром и вечером занимался садовыми трудами».

После войны в 1813 году появилась и новая мастерская Веры Павловны Елисеевой в Воронеже, также ставшей легендарной. Но ни одно из этих производств не дожило до наших дней, поэтому если к вам в руки попадет антикварная русская шаль Колокольниковых, Мерлиновой или Елисеевой, знайте- это настоящее сокровище, ценящееся на антикварном рынке выше французских. А еще это символ победы над Францией, но уже через красоту и мастерство.

[i] Микрометр равен одной миллионной метра. 1 мкм = 0,001 мм

[ii] Сейчас это занимает от полутора недель до месяца- какой прогресс!