Найти в Дзене
Книжный качок

Как мы бежим от свободы и почему нам не нужна демократия.

Что представляет собой свобода? Картинка из недр Яндекс.
Что представляет собой свобода? Картинка из недр Яндекс.

Человек в собственной истории развития претерпел многие этапы неравенства: строгий племенной строй, рабство, матриархат, патриархальный уклад, монархию, тоталитаризм, военные репрессии.

На сегодняшний день мы живем при демократическом политическом укладе, мы имеем международные и локальные документы, где содержатся равные права вне зависимости от расы, пола, вероисповедания. Но так ли мы свободны на самом деле?

Эрих Фромм в своей работе «Бегство от свободы» рассуждает о гранях свободы, её двойственности в жизни человека. Он считает, что при изобилии материальных благ и демократических достижений люди чаще отказываются от своей личной свободы, чтобы превратиться в винтик какой-нибудь системы.

Эрих Фромм выдающийся мыслитель 20 века, один из основателей неофрейдизма. К его областям знания относятся социология, философия, психология, психоанализ. Его труды, посвящённые этическим и социально-психологическим вопросам природы человека, выдержали десятки переизданий миллионными тиражами.

Но являются ли актуальными исследования с возрастом более 50 и 70 лет, решает каждый для себя самостоятельно.

Эрих Фромм описывает развитие понятий о свободе в Средневековье, Новое время, Викторианскую эпоху и эпоху Возрождения, капитализм. Мыслитель считает, что все это время обострялись противоречия в личности человека: открывались новые возможности, но человек становился все более беспомощным; расширялась свобода, но создавалось все больше зависимостей. Поэтому важна диалектическая подоплёка свободы.

Диалектическое толкование свободы.

Но по своей сути человек так не мыслит, мы сомневаемся в том, что одни и те же события могут вызвать противоположные следствия.

Мы полагаем, что свобода слова - настоящая победа над старыми ограничениями, но многое из того, что говорит и думает человек это то, что говорят и думают другие люди. Пока человек не начинает думать оригинально или самостоятельно, ему не нужно требовать, чтобы никто не мешал его самовыражению. Да, мы не живем в эпоху тоталитаризма, но мы живем в мире анонимных авторитетов и «здравого смысла», которые сильны лишь потому, что мы готовы жить в соответствии с ожиданиями остальных.

Поэтому мы чувствуем себя ограниченно и считаем, что нам нужно достичь ещё большей свободы, которая уже была достигнута нами в Новое время.

Автор много рассуждает о религии, и её свободах, но я не буду углубляться в данную тему.

Капиталистическая эпоха и свобода в ней.

С момента наступления капитализма появился такой фактор, как принцип частной инициативы. Появилась свобода осуществлять деятельность самостоятельно, и ни от кого не зависеть. Эрих Фромм считает, что, таким образом, человек отделился от своих собратьев, что всемогущими движущими силами человеческой деятельности являются собственные интересы и эгоцентризм. Вместе с самоутверждением индивида капитализм принёс с собой также самоотрицание и аскетизм. Автор вспоминает эпоху Средневековья, несмотря на все её многочисленные минусы, в той экономической системе капитал был слугой человека, а в ныне действующей стал нашим хозяином. Тогда главным было спасение души человека. В эпоху капитализма человек служит внешним целям - способствовать росту экономической системы, умножать капитал не для целей собственного счастья, а ради самого капитала.

Каков капитализм на самом деле? Это благо или бедствие? Картинка из недр Яндекс.
Каков капитализм на самом деле? Это благо или бедствие? Картинка из недр Яндекс.

Почему мы не хотим снять эти оковы и только углубляемся в них? Эрих Фромм утверждает, что почва для такой идеологии была подготовлена.

Один из тезисов Мартина Лютера (христианский богослов, инициатор Реформации, 1483 - 1546 г.) состоял в том, что человек порочен по своей природе и, следовательно, его усилия бесполезны. Жан Кальвин (французский богослов и реформатор 1500-х годов) также подчеркивал греховность человека и построил всю свою систему на идее, что человек должен до последней степени смирить свою гордыню и - больше того, - что целью человеческой жизни исключительно является слава Господня, и собственных целей у человека быть не должно. Они подготовили почву для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожным и угнетенным, и со временем стал винтиком какой-то машины.

Рассуждая объективно, да, путём расширения производства, конкуренции, усиления значения потребления, общество сотворило такое будущее, в котором прекратилась борьба за удовлетворение самых насущных материальных нужд. Хотя, с одной стороны, мы имеем все ресурсы для осуществления этого, но удовлетворяем ли мы нужды по-настоящему, не неся иного вреда? (Вопрос, содержащий подоплёку в связи с качеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке, влияния производства на окружающую среду и т.д.).

С одной стороны, стоят предприниматели и крупные бизнесмены, с другой стороны, наемный персонал. Последние, в свою очередь находятся во власти манипуляций своего работодателя, зависимы от законов рынка, подъемов и спадов производства, технической развитости бизнеса. Но и рядовые работники подчинены достижению надличностных (внешних) целей. В любом обществе веяния культуры определяются духом господствующих в этом обществе групп. Они контролируют систему воспитания, школу, СМИ, церковь, развлечения и впоследствии имеют возможность внушать свои идею всему населению. Эрих Фромм считает это не самым большим злом. Он пишет, худшее, что более материально неустроенные люди настолько неуверенны в себе и отождествляют себя с верхушкой капитализма, что принимают всё, что те «извергнут».

Таким образом, прослеживается тенденция не только приумножения капитала ради самого капитала, но и «холод» в человеческих взаимоотношениях, учитывая, что работник и работодатель расценивают друг друга только с точки зрения средства достижения целей.

Выше упомянуто, что человек движим своей неуверенностью, духом аскетизма (модель поведения, заключающаяся в воздержанном удовлетворении своих потребностей, отказом от земных благ с целью достижения нравственного совершенства). Тем не менее, автор утверждает, что это противоречит факту, что современный человек руководствуется не жертвенностью, а, напротив, эгоизмом и своекорыстием. Говоря словами Никколо Макиавелли (итальянский философ, 1469 - 1527 г.), эгоизм является мощнейшей движущей силой человеческого поведения, где стремление к личной выгоде сильнее любых моральных соображений.

Эрих Фромм разъясняет диалектическую основу свободы в ситуациях в семье, отношений с государством, личного роста.

Механизмы «бегства».

Мыслитель рассматривает два пути преодоления бессилия и одиночества, которые имеют место быть.

  • Индивид пытается восстановить связь с миром через любовь и труд, подлинное проявление своих чувств, пытается обрести единство с самим собой и окружающим миром.
  • Метод «отката» или «бегства». Индивид пытается усилить разрыв между собой и миром с целью преодоления своего одиночества.
Бегство от реальности, себя и от свободы. Картинка из недр Яндекс.
Бегство от реальности, себя и от свободы. Картинка из недр Яндекс.

Последний путь люди выбирают чаще всего, и используют при этом следующие механизмы «бегства»:

1 - Авторитаризм.

Этот путь подразумевает, что индивид будет искать возможность слияния с чем-нибудь или кем-нибудь ради того, чтобы восполнить недостающие пазлы своей личности (отказ от индивидуальности). Это имеет четкое проявление в связи подчинения и господства, по-другому, в мазохистских и садистских тенденциях. Причём, первое считается нормальным проявлением природы человека, а садизм - невротическое проявление психики.

Мазохизм проявляется через отказ от собственного «Я», когда человек пытается преодолеть чувство собственного бессилия, желает быть причастным к чему-то (кому-то) более стойкому, крепкому, сильному. Садизм предполагает обогащение за счёт другого человека, более слабого, и, в действительности, это маскировка своих собственных слабостей.

В следствие вышеописанного, авторитарный характер бегства не признаёт равенства, для него существуют лишь те, кто имеет власть, и те, у кого её нет. Власть должна быть непобедимой, иначе к ней возникает ненависть. При этом сила скорее всего персонифицирована. Люди с авторитарной моделью поведения отдаются ей, перекладывают на неё свои проблемы и грехи.

2 - Разрушительность.

Данный механизм необходимо отличать от авторитарного. Хоть он и базируется на том же плацдарме - бессилие и изоляция индивида, его целью является не активный или пассивный симбиоз, а тотальное уничтожение, устранение объекта.

Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир. Конечно, если мне удасться его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие внешние силы.

Разрушительность - результат неполноценно прожитой жизни. Индивидуальные или социальные факторы, подавляющие жизнь, наполняют сосуд человека разрушением - к окружающим и к себе.

3 - Автоматизирующий конформизм.

Здесь преодоление одиночества и тревоги осуществляется за счёт «мимикрии» мышления и чувств индивида. Иными словами, человек полностью отказывается от собственного «Я», границы между личным и окружающим миром стираются. Он полностью усваивает тип личности, предлагаемый общепринятым шаблоном, становится таким, как все остальные, и таким, каким его хотят видеть. Поэтому механизм называется «автоматизирующим»: индивид превращается в робота, подобного миллионам, действует по общепринятым принципам - остальное ему чуждо. Ведь легко поступать так, как поступают все? Что здесь может быть страшного или вызывать тревогу и одиночество? Все так делают, ты так делаешь - вы единый сообщающийся сосуд.

Главная особенность - каждый человек искренне убеждён, что он - это «он», что его мысли, чувства и желания на самом деле принадлежат «ему».

В книге Эрих Фромм описывает гипнотический эксперимент, где изучаются три психических акта: во-первых, субъект чего-то хочет; во-вторых, нечто думает; в-третьих, что-то чувствует. При этом доказывается, что описанные акты не являются его собственными, т.е. не являются результатом собственной психической деятельности индивида.

Вследствие проведённого эксперимента, автор отделил самостоятельное мышление от псевдомышления. Последнее возникает из-за подавления способности к критическому познанию. В результате, индивид не отличает собственное мнение от мнения автономной силы (общества, авторитета); является ли проявление его чувств основанным на глубоких личных убеждениях или так реагировать на явления/события кем-то принято?

Таким образом, автоматизирующий конформизм - это способ подавления истинных мыслей и желаний индивида в результате семейного и общественного давления, ожиданий, которые хочется оправдать, вследствие этого, человек сам охотно верит в псевдо-агенты (чужие мысли, чувства, желания) и следует им.

Немудрено, что психологическое здоровье стоит на равне по важности с физическим. Одно может быть следствием другого. Нарушенная психика ведёт к разрушению, а так как социум состоит из отдельных индивидов, личностное разрушение одного может привезти к разрушению другого.

Читайте также статьи канала:

В браке одна рутина. Зачем мы женимся?

Антидепрессанты уже не помогают. Что мне делать?

Как стать топ-менеджером, если мой IQ ниже 130?

Берегите себя! Читайте, оставляйте комментарии, подписывайтесь (просто награда всех наград)!