Мой давний приятель Андрей - автопутешественник. В поисках свежих впечатлений он каждое лето наматывает на колёса своего "хёндая" тысячи километров, чтобы потом скинуть в свой семейный фотосундук тысячи интересных снимков...
И вот, чтобы это добро и красота не пропадали даром, я решил "поворошить" архив автопутешественника. И очень скоро среди разнообразной экзотики обнаружил кое-что... на первый взгляд, простое, неброское, а чуть приглядишься, и - вот он, дивный сон твоего детства!
Вот туда-то мы сейчас все вместе и отправимся! - В Поленово, в усадьбу знаменитого русского художника Василия Поленова! К его трём "Богатырям"! И могучей красоте среднерусской природы...
- Андрей, разглядываю твой очередной фото-трофей: вроде бы «те самые», знакомые всем с детства васнецовские богатыри, а вроде бы и не «те». И масштабы поскромнее, и деталей меньше, хотя былиной от холста веет подлинной…
- Это и есть подлинный Васнецов. - «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде. – Так сам автор описывал картину. - Примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Только это не шедевр в окончательном его виде, над которым Васнецов трудился больше двадцати лет, а пока лишь мысли, хотя уже и окрепшие, о картине. Это - первый её эскиз, выполненный маслом и подаренный живописцем своему верному другу, тоже знаменитому русскому художнику Василию Поленову. Тому самому автору знаменитого «Московского дворика», «Золотой осени», «Заросшего пруда».
- Да, это – лишь малая часть выдающихся полотен Василия Поленова. Но вернемся к «Богатырям». Вот как Васнецов, по его словам, пришел к идее «Богатырей»:
«…набросок…написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова (- Художник, профессор Императорской Академии Художеств – Л.К.). Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы: «Скажите ему (- Репину), что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему... Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили мне об одной старой мыслишке…: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства...»
«…Нарисовал в единочасье, - продолжал Васнецов, - поднес Васе (- Поленову) в подарок, а тот поглядел и сказал строго: за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться». И… отказался забирать набросок до тех пор, пока даритель не напишет своих былинных чудо-богатырей в полный, так сказать, рост.
И Васнецов стал «заботиться». Напряженно искал «цвет былины» и всё новые и новые типажи, зарисовывая то, степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами абрамцевского кузнеца Ивана Петрова, то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать: „Иду по набережной около Крымского моста и вижу - стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья“.
Более, чем через двадцать лет после начала работы, в 1898 году Васнецов положил последние мазки, продал полотно Третьякову для его Галереи, а первый эскиз маслом, как и уговаривались, отдал строгому своему другу…
…Тот картину принял, поблагодарил сердечно, и с тех пор хранится тот дорогой эскиз в усадьбе художника – в Поленово, бывшей усадьбе Борок, что на Оке, в 70 км от Тулы. Там-то, в Доме-музее Василия Поленова, куда я специально завернул по пути из Москвы, и был сделан этот снимок.
- «Дивный сон детства»… Так и взгорья, и простор, это всё - Поленово, в центре которого – дом великого художника, спроектированный им самим и построенный на вершине холма, над Окой.
- Интересно, что идей постройки домика на Оке Василий Дмитриевич Поленов загорелся по дороге в Крым, когда из окна вагона увидел эту прекрасную реку. - «Красивые места на Оке.., – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться».
- Андрей, давай уже потихоньку двинемся вглубь усадьбы, от фотографии к фотографии, а ты будешь рассказывать, что увидел ты и что предстоит увидеть нам.
- Хорошо. Музей-усадьба Поленово, которая вот уже сто двадцать лет принадлежит семье Поленовых, гостеприимно распахивает перед нами небольшие симпатичные воротца…
…пройдя которые, мы погружаемся, ну, действительно, в детский сон, в тишину, покой и умиротворение! Удивительно красивое место!
Еще несколько шагов и вот он, тот самый Дом Поленова! Во всей своей первозданной красоте и «пряничной» простоте.
Дом с момента постройки практически не изменился. На месте даже длинная лестница все так же буднично прислонена к фасаду. Хотите посмотреть, каким был Дом при жизни художника? Для этого взгляните на «портрет» дома кисти Поленова…
…и на фото строящегося, ещё не оштукатуренного дома, сделанное в 1892 году.
- Но вернемся к истории поиска и строительства усадьбы.
- Она тоже очень интересная! - Идея связать свою жизнь со здешними местами, с Окой и русской природой сразу же захватила Поленова. Он возвращается к ней снова и снова: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».
В конце концов, после долгих поисков выбор живописца пал на «Борок», так раньше называлось Поленово. Будущий хозяин облюбовал высокий холм над Окой, откуда открывался прекрасный вид на реку и противоположный берег, и внизу которого действительно шумел кронами молодой сосновый бор.
Переговоры о покупке восьмидесяти десятин земли длились три года. Возможности купить эти общинные земли не было. Поэтому Поленову пришлось выменивать каждую десятину песчаной, не ахти какой земли своей будущей усадьбы на две десятины плодородной пашни в соседнем селе Бёхово.
- Страшно представить, сколько картин остались ненаписанными Поленовым из-за этой бытовой суеты! И все же это был путь к мечте, к новым потрясающим пейзажам…
- Да, три года нервотрепки, разговоров, поездок из Москвы в Борок и обратно… Но наконец Поленов становится владельцем Борка. Тут даёт развернуться своему ещё одному незаурядному таланту. - «Ведь он архитектор, да еще какой! – Говорил о новом хозяине усадьбы другой выдающийся живописец Илья Репин. - Ещё будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам … сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания…».
В итоге все постройки Борка-Поленово поразительным образом отличаются от всего, что можно было увидеть в то время в русских помещичьих усадьбах. И главный дом, смотрящий фасадом на Тарусу, и маленькая избушка для детей, и флигели, и дворовые постройки, и немалых размеров мастерская, получившая за свой внешний вид название «Аббатство».
- Кстати, вот этот мемориальный камень, сообщает нам о том, что именно здесь в ноябре-декабре 1941 года были остановлены фашистские захватчики. Бои шли самые ожесточенные, но Поленово удивительным образом сохранилось!
- Андрей, давай теперь систематизируем наши знания об усадьбе с помощью музейной карты. А потом пройдем в Дом и «Аббатство», после чего спустимся к Оке, в которую был так влюблён живописец.
- Вот Дом (1), вот – «Аббатство» (2). На что ещё следует обратить внимание любознательному туристу?
- На небольшой белый лодочный сарай - «Адмиралтейство», куда на зиму убирались домашние лодки, вёсла и рыболовные принадлежности (3). На чудесный построенный по проекту художника Храм Святой Троицы, что в селе Бёхово (9), на семейное кладбище Поленовых, где похоронен и сам Василий Дмитриевич, и на святой источник Казанской Божьей Матери (10). Здесь вам расскажут и о стоявшей на самом краю усадьбы, ближе к реке, бревенчатой баньке для строителей, получившей в конце 1930-х годов название «Дом Прокофьева», потому что именно там, во время своего летнего отдыха великий композитор Сергей Прокофьев писал своих «Ромео и Джульетту».
Интересного и дорогого сердцу каждого русского человека здесь много. Но главное – то величественная, то чрезвычайно уютная русская природа в которой на самом деле, как в детском сне, тонет Поленово.
- Однако, догадываюсь, что самое интересное ты приберёг на десерт! Идём же наконец в Дом!
- Идём! И поистине дом Поленова – интереснейшее место! Столько чудес под одной крышей! Но ещё это – и гармония, и уют, и уникальная мебель, и пейзажи за окном, заключенные, словно в музее, в темные итальянские рамы. Кажется, природа вливается в окна, в дом…
Удобная дубовая лестница, опять же спроектированная Поленовым, ведет на второй этаж, в мастерскую художника, которой тот пользовался до 1904 года, пока не переехал сначала работать, а потом и жить в «Аббатство». И вновь повсюду – картины, картины…Кстати, были они здесь и здесь же выставлялись и при жизни Поленова. Его усадьба стала в 1892 году первым в России музеем в деревне. Его можно было посещать даже крестьянам, их детям.
Интересны даже мелкие детали интерьера, древнегреческая и древнеегипетская археологические коллекции, библиОтека (- Именно так ставилось ударение в доме Поленовых – на «О»).
В большой и светлой мастерской на втором этаже – восточные пейзажи, этюды к главному экспонату «старой мастерской» – первому, графическому варианту полотна «Христос и грешница». На холсте, специально заказанном в Италии, Поленов углем создал законченную композицию в размер будущей картины – почти шесть метров в длину и три в высоту!
Из окна мастерской открывается красивый вид на Оку.
К тихой красавице-реке можно спуститься, полюбоваться пейзажем и даже искупаться. Администрация Дома-музея против этого не возражает, но просит придерживаться «рамок приличия»...
- Кажется, для первого посещения достаточно. Возвращаемся мимо Дома к стоянке. Достаем термосы, включаем мобильники, дышим чистым кислородом!
- Остается добавить, как добраться до Поленово. Я, возвращаясь из Москвы в Воронеж, сделал небольшой «крюк». - С МКАДа свернули на Симферопольское шоссе. Но поехали не по нему, а чуть правее — на Подольск, потому что решили заехать в посёлок Дубровицы, чтобы посмотреть на Знаменскую церковь (примерно 23 км от МКАДа, GPS-координаты парковки — 55.440407, 37.493366).
Со стороны Москвы: с Симферопольского шоссе съезд на Панькино и Яковлево
Со стороны Тулы: по М2 после реки Язовка на развязке поворачиваем на Малахово
Она примечательна своей необычной для России архитектурой. Построена в конце XVII - начале XVIII века при князе Голицыне. Действующая.
Для осмотра церкви хватило получаса. Далее из Подольска выехали на Симферопольское шоссе и меньше, чем через пару часов, проехав примерно 110 км, прибыли на место (GPS-координаты парковки: 54.747415, 37.239594).
Территория заповедника закрытая. На всех въездах – шлагбаумы. Поэтому подъезжая непосредственно к музею, нужно свернуть направо (- см. карту в максимальном масштабе) и затем проехать через первый шлагбаум к платной парковке.
Билеты надо покупать именно здесь, иначе придётся возвратиться. Не забудьте, если это необходимо, здесь же оплатить фото- или видеосъёмку. Оплата – только наличными.
Экскурсионные группы формируются по мере накопления посетителей.
При входе в "Большой дом" нужно надеть матерчатые бахилы. В них на крашеном полу будет немного скользко.
Выходные — понедельник и вторник.
- Спасибо, Андрей, за виртуальную экскурсию и полезную информацию!
- Так я же ещё и половины интересного не рассказал!
- Ну, оставь же нам хоть что-то для самостоятельных открытий. Да и некогда мне: бегу собираться в Поленово!
- Счастливого пути!
С Андреем Недоступом погружался в «дивный сон детства» Лев КОМОВ.
Ещё о путешествиях автора читайте здесь:
Рванём к парижским красавицам? Эта юная прелестница уже давно притаилась в одном из тайников моего сердца…