Создатель оборонительной философии игры. Тренер, без которого не было бы ни Жозе Моуриньо, ни Диего Симеоне.
Тренировал: "Стад Франс" (Франция) (1945-48), сб. Франции 1945-48) (в тренерском совете), "Вальядолид" (Испания) (1948-49), "Атлетико"Мадрид (Испания) (1949-53), "Малагу" (Испания) (1953), "Депортиво»" Ла-Корунья (Испания) (1953), "Севилью" (1953-57) (Испания), "Белененсеш" (Португалия) (1957-58), "Барселону" (Испания) (1958-60, 1979-81) – КУ 1965,80, "Интер" (Италия) (1960-68, 1973-74) – КЕЧ 1964, МК 1965, ФКЕЧ 1967, сб. Испании (1962), сб. Италии (второй тренер 1966-67), "Рому" (Италия) (1968-73), "Римини Кальчо"(Италия) (1977).
2-кратный обладатель Кубка Европейских Чемпионов (1964,65)
2-кратный обладатель Межконтинентального Кубка (1964,65)
Обладатель Кубка Ярмарок (предшественник Кубка УЕФА) (1958)
4-кратный чемпион Испании (1950, 51, 59, 60)
3-кратный чемпион Италии (1963, 65, 66)
Эленио Эрреру – убежденного космополита, трудно "привязать" к какой-либо определенной стране. Этот аргентинец с испанскими корнями, проведший детство в Марокко и проживший большую часть жизни в странах южной Европы, успел за свою тренерскую карьеру поработать с добрым десятком футбольных клубов и с тремя отнюдь не последними (Франция, Испания, Италия) национальными сборными.
Эррера – фигура на редкость сложная и противоречивая. Трудно найти другого тренера, которого бы так ненавидели, и так боялись, но при этом, чьи тактические идеи никогда не теряли актуальности, вплоть до сегодняшнего дня.
Профессиональную биографию Эрреры можно разделить на три этапа. Первый этап – французский. Молодой перспективный тренер постигает азы футбольной науки. Второй этап – испанский. Эррера превращается в классного специалиста, возможно, сильнейшего в Испании. Успешно поработав с «Атлетико» (под руководством Эрреры, который привез с собой из Франции выдающегося марокканского форварда Ларби Бен Барека, команда дважды становилась первой в стране), он легко меняет несколько клубов и в 1958 году встает у руля «Барселоны». С ней Эррера также два раза подряд выигрывает испанский чемпионат. При этом звездная «Барса», в которой блистали Шандор Кочиш, Луис Суарес, Ладислао Кубала, Эваристо, Золтан Цибор, Хусто Техада, показывала результативный, атакующий футбол, столь несвойственный для Эрреры более позднего периода. Можно сказать, что та "Барселона" по звездности состава и качеству игры была сравнима с мадридским "Реалом", однако, ей не сопутствовали успехи в Кубке Чемпионов, а именно новый международный европейский клубный турнир стал во второй половине 50-х главным мерилом статуса в футболе Старого Света.
Работая испанском чемпионате, в наибольшей в Европе степени склонном к атаке, Эррера тщательно изучал сущность атакующего футбола, но отнюдь не для того, чтобы строить команду по этому принципу и идти путем мадридского «Реала», а с тем, чтобы высветить уязвимость и тактическую незамысловатость такой игры. Уже в Испании Эррера начал искать противоядие против "футбола атаки", олицетворением которого был мадридский «Реал». И в общем-то нашел. За счет грамотно построенной обороны даже в целом склонная к нападению «Барса» Эрреры не раз обыгрывала мадридцев. Но по большому счету «Барселона», да и вся Испания, влюбленная в зрелищный, наступательный футбол, не приняла тактических нововведений аргентинского специалиста, и Эррере пришлось переехать в другую средиземноморскую страну. Так начался итальянский этап в карьере аргентинского тренера.
Существует мнение, что Эленио Эррера был создателем системы «катеначчо». Оно ошибочно: в Италии это направление возникло несколько раньше, в начале 50-х годов. Причины появления столь несвойственного для тех романтических времен предельно закрытого стиля – следующие. Во-первых, в 40-е – 50-е годы многие почему-то считали, что итальянцы в физическом отношении сильно уступают остальным европейцам (особенно германского происхождения), и не могут выдержать целый матч против немцев или англичан, играя в атакующей, скоростной манере. Во-вторых, в итальянском футболе конца 40-х годов имело место резкое разделение клубов на богатые и бедные. Первые оптом скупали звездных иностранных форвардов (один только «Милан» со шведским атакующим трио Гуннар Нордаль, Нильс Лидхольм, Гуннар Грен чего стоит!), а вторые пытались найти средство, которое можно было бы противопоставить этим звездам. И такое средство было найдено итальянскими тренерами Нерио Рокко и Альфредо Фони . Они взяли за образец систему «Verrou» («швейцарский замок») Карла Раппана, но использовали ее исключительно в оборонительных целях. В то самое время, когда в остальной Европе всех крушил остроатакующий (хотя существует интересное мнение Франсиско Хенто, что основным тактическим приемом "Мадрида" была "массированная контратака") мадридский «Реал», в Италии начала складываться новая футбольная философия, при которой на первое место выходила задача не пропустить. В общем, не хватало только личности, способной вывести "катеначчо" на качественно новый уровень и продемонстрировать миру дьявольскую силу этой идеальной эстетики разрушения. С приходом Эрреры в «Интер» в европейском футболе была открыта новая страница, которая до конца не перевернута и по сей день.
Эррера разработал ряд основополагающих для современного футбола понятий. Это и идея приоритета командного над индивидуальным (если в «Реале» Ди Стефано и Пушкаш блистали в первую очередь как ярчайшие индивидуальности, пусть и блестяще сыгранные между собой, то Сандро Маццолла в «Интере» выполнял роль «атакующего элемента» командного механизма). Это и появление универсального игрока в центре поля (Луис Суарес), который был способен выполнять функции атакующего полузащитника, плеймейкера, опорного хава и даже переднего защитника. Нельзя забывать также и об очень прогрессивном прочтении Эррерой роли крайнего защитника (Джачинто Факетти был первым крайним защитником такого класса, регулярно подключавшимся к атакам и нередко забивавшим голы, ставя тем самым в тупик многих тренеров).
Но главным достижением Эрреры стало, конечно же, общее изменение тенденции развития игры в сторону обороны. Именно построение игры с использованием последнего защитника (либеро), к которому прибегал Эррера в "Интере" (на позиции либеро выступал Армандо Пикки), многие специалисты о сих пор считают главным признаком "катеначчо", как будто "катеначчо" это не игровая философия, а просто тактическая схема.
Если Нерео Рокко, работая с "Миланом" обращался к оборонительному варианту футбола намного реже, чем находясь у руля средних команд, то Эррера доказал, что и сильный клуб может найти смысл в "катеначчо", задав тем самым направление развития итальянского футбола лет на сорок вперед. Можно сказать, что после Эрреры играть в абсолютно открытый, безрассудный футбол стало просто смерти подобно.
Эррера пришел в "Интер" в сезоне 60/61 и за три года смог подняться по ступенькам пьедестала с третьего до первого места. Чемпионский титул 1963 года стал результатом планомерной работы по строительству команду оборонительного толка. Примечательно, что команде Эрреры удалось в 34-х матчах пропустить всего 20 голов, что было связано с окончательной стабилизации игры команды в защите. Армандо Пикки на позиции либеро, Аристиде Гуарнери в роли стоппера, Тарчизио Бурньич справа и Джачинто Факетти слева сформировали одну из лучших оборонительных линий в истории мирового футбола, которая отлично взаимодействовала с лидерами середины поля Суаресом и Жаиром. В следующим сезоне "Интер" уступил по разнице забитых и пропущенных чемпионский титул "Болонье", которая умудрилась пропустить еще меньше, чем подопечные Эрреры, зато "нерадзурри" ждал большой успех в Кубке Чемпионов. Играя аккуратно и сдержанно "Интер" последовательно устранил с дороги английский "Эвертон" (0-0,0-1), французский "Монако" (1-0,3-1), югославский "Партизан" (2-0, 2-1) и западногерманскую "Боруссию" Дортмунд (2-2,2-0). Очень символичным получился финал турнира, где «Интер», в первую очередь за счет тактической выучки, обыграл «Реал». Этот матч ознаменовал собой закат романтической эпохи в европейском футболе, совпавший с закатом великого мадридского клуба. Не случайно представители «Реала», а именно Альфредо Ди Стефано и Сантьяго Бернабеу, всегда крайне неприязненно отзывались об Эррере и об «Интере». И дело тут не только в «работе с судьями», которой, якобы, не брезговал тогдашний президент «Интера» Моратти-старший. Просто «Реал» был бит совершенно новой, загадочной силой, специфику которой поняли не сразу. «Интер» Эрреры опрокинул тезис о том, что команда, выбирающая оборонительный вариант игры, не может быть фаворитом. И в упомянутом матче больше атаковал Королевский Клуб, но ход встречи всецело контролировала разрушительная машина Эленио Эрреры. Итог - уверенная победа 3-1.
Следующий сезон стал самым успешным в карьере Эрреры. "Интер" выиграл почти все значимые турниры в которых принимал участие. Начался сезон 64/65 с победы по сумме трех матчей над аргентинским "Индепендьенте" в Межконтинентальном кубке (матч в Буэнос-Айресе выиграли аргентинцы 1-0, затем на "Сан-Сиро" успех праздновали футболисты "Интера" 2-0, но в Межконтинентальном Кубке тогда не действовало правила разницы голов и поэтому был назначен третий матч на нейтральном поле в Мадриде, который благодаря голу Марио Корсо выиграли подопечные Эрреры). Затем был выигран чемпионат Италии и Кубок Чемпионов. В главном европейском турнире "неррадзури" последовательно победили чемпиона Румынии бухарестское "Динамо" (6-0,1-0), шотландский "Глазго Рейнджерс" (3-1 и 0-1), а потом в полуфинале столкнулись с молодым и дерзким "Ливерпулем" Билла Шенкли, в котором уже блистали Роджер Хант, Питер Томпсон и Иан Каллаген. Первый матч в "городе "Битлз" сложился для "Интера" весьма драматично. На гол Ханта на 4-й минуте быстро ответил Сандро Маццола, но после этого в матче забивал только "Ливерпуль", который разыгрался в тот вечер не на шутку. Однако, компактность обороны "Интера" позволила даже в неудачном матче добиться приемлемого результата 3-1. Сознательная ставка на минимизацию поражения в первом матче двухматчевого противостояния, при неблагоприятном развитии событий, в концепции Эрреры являлась важным инструментом его тактической модели. Противостояние с "Ливерпулем" отлично это проиллюстрировало. В ответном матче благодаря безупречной игре в обороне и голам Корсо, Хоакина Пейро и Джачинто Факкетти "Интер" выиграл 3-0 и вышел в финал Кубка Чемпионов. Подопечные Эрреры блестяще продемонстрировали, что значит гол на поле противника даже в первом проигранном матче двухраундового противостояния. В финале как и год назад "Интер" столкнулся с одной из самых выдающихся команд своего времени. На этот раз это была лиссабонская "Бенфика". Финал, состоявшийся на "Сан-Сиро" совсем не походил на домашний для "Интера". Футболисты португальского клуба больше стремились играть первым номером, но атакующие действия Эйсебио, Жозе Торреша, Антонио Симойнша,Жозе Аугушту и Колуны неизменно натыкались на компактную оборону миланского клуба, с которой ничего сделать так и не смогли. Поэтому гол, забитый правым крайним "Интера" Жаиром на 42-й минуте стал единственным в матче. "Интер" Эрреры отстоял свой любимый счет 1-0 и выиграл второй подряд Кубок Чемпионов.
В Серии А в том сезоне команда Эрреры выдала весьма залихватскую для своего стиля игру, став чемпионом Италии даже без лучшего показателя в графе "пропущенные голы" (целые три команды "Милан", "Торино" и "Ювентус" в том сезоне пропустили меньше).
Следующий сезон, начавшийся с привычной победой над "Индепендьенте" в Межконтинентальном Кубке (3-0,0-0), получился, в целом, менее успешным. Если чемпионат Италии выиграть удалось, то в Кубке Чемпионов "Интер" уступил в полуфинале жаждавшему мести мадридскому "Реалу" (0-1,1-1).
В сезоне 66/67 в команде Эрреры стали проступать определенные проблемные моменты. Другие команды потихоньку начали учиться противодействовать катеначчо, а сам тренер "Интера", напротив, начал его абсолютизировать. В итоге, команда не смогла выиграть Серию А, но дошла до финала Кубка Чемпионов, показав в турнире экстремальный вариант оборонительного футбола. Московское "Торпедо", с которым "Интер" свел жребий в первом раунде, уступив в Милане 0-1, вряд ли ожидало, что в московском матче Эдуарду Стрельцову и компании будет противостоять просто настоящая "линяя Маннергейма", которую торпедовцам так и не удастся прорвать. 0-0 и дальше идет "Интер". В итоге благодаря своей тактике "Интер" добрался до финала, где ему противостоял шотландский "Селтик". В этом матче Эррера, в команде которого в той игре не было Луиса Суареса, был близок к своему третьему Кубку. После того, как Сандро Маццола на 7-й минуте реализовал пенальти, "Интер" стал играть привычным вторым номером и был весьма близок к успеху, однако напористые шотландцы во втором тайме сумели сначала сравнять счет, а под занавес встречи забить второй, победный гол.
Финал сезона 66/67 стал лебединой песней великого "Интера" Эленио Эрреры. В следующим сезоне команда провалилась на всех фронтах и тренер вынужден был уйти в отставку.
После ухода из «Интера» Эррера не знал крупных успехов. Футбол, получивший ускорение Эрреры, стал настолько быстро и динамично развиваться, что его же тактические выкладки, поражавшие всех своим новаторством в начале 60-х, в 70-е годы уже выглядели анахронизмом. А сам Эррера, бросивший все силы на создание собственной тактической концепции, так и не смог от нее отступиться и вынужден был освободить место для тренеров новой волны. После ухода из "Интера" он пять лет работал с "Ромой", но за все это время римским клубом не смог добиться серьезных успехов.
Эррера вошел в историю футбола как великий реформатор, великий новатор игры. Именно он наглядно показал, что роль тренера в команде может быть определяющей, и что хороший тактик значит для команды ничуть не меньше, чем звездный футболист.