Деревня была большая, работящая. А семья моего прапрадеда Алексея и прапрабабушки Аксиньи была крепкая, зажиточная. Работали много. Посадили огромный сад. Держали много скотины: коровы, лошади, свиньи, куры – утки, козы.
А дело – то было в лихие послереволюционные годы. Когда создавались колхозы, и у людей забирали все, что можно было забрать. А несогласных с такой экспроприацией отсылали подальше от родных мест – кого в Сибирь, кого еще куда-то.
И вот, лихие молодцы, руководствовавшиеся любимым лозунгом «грабь награбленное» пришли и в Большую Верейку.
Местным предложили добровольно сдать всю скотину в колхоз.
А тогда народ был дружный, все острые вопросы решались на сходках.
Алексей, прапрадед мой, на этих мероприятиях был главный. К его мнению прислушивались и не перечили.
И он практически приказал всем семьям послушаться и сдать скотину добровольно. Всю ночь над Большой Верейкой стоял бабский вой. Женщины оплакивали своих коров, поросят, лошадок.
У одних было 44 лошади. У других – всего две коровы. Но и тем, и другим, было обидно, и жалко отдавать своё, родное. Своих кормилиц. Свой труд.
Но утром обозы со скотиной потянулись в колхоз.
И все остались без еды, без помощников по хозяйству…. Но в своих домах.
А в соседнем селе, Ломово, глава схода принял решение не отдавать скотину дармоедам.
И практически все село черные воронки куда-то увезли…. И мужчин, и женщин, и детей…
Всегда сложно поступаться принципами. Да и отдавать своё никому не хочется. Но если от этого зависит твоя жизнь, да и жизнь твоих детей – может, лучше и отдать. «Спасибо, Господи, что взял деньгами»