«Клуб неисправимых оптимистов» для тех, кто заскучал.
Париж 1960-х: пленочные фотоаппараты, фильмы Новой волны, Сартр и Кассель, интеллектуалы, кофе, Люксембургский сад, рок-н-ролл. Вся та красота и романтика, та свобода, которые мы так часто представляем себе. Берлинская стена, эмигранты из восточной Европы, война в Алжире, террор и взрывы, поиск социальной справедливости.
Париж всегда выступал за права человечества. Как искали в нем свое место и что находили эмигранты и сами граждане, рассказывает Жан Мишель Генассия в своем романе.
Семейный роман, роман-поколение, хроника, роман-воспитание, но прежде всего — живая история, рассказанная французским мальчиком. Без лишних сантиментов, без заламывания рук и истерики, легким языком с иронией, так, как умеют писать исключительно французские писатели.
Семью раздирают противоречия, на двое делится страна и даже мир, и только человеческое чувство может собрать все воедино. Главному герою исполняется 12 лет, он становится взрослым, он вдруг понимает, что в мире взрослых необходимо выбирать сторону. Папа или мама, буржуа или пролетарий, Сартр или Камю. Он осматривается и видит, что всех вынудили выбирать: между родиной и жизнью, принципами и любовью, убеждениями и сущностью.
Само понятие «эмигрант» превращается в основную характеристику человека. Самые разные ракурсы, самые разные жизни. Как люди бегут из дома, бегут от семьи. Порой кажется, что подобное несчастье выпадает немногим: только от ЧК, только от войны, но даже предприимчивый парижанин бывает изгнан.
Для русскоязычных читателей самое интересное — это линии жизней эмигрантов из советского блока. Все равно что прочитать дневник прадедушки, от которого осталось только имя, воскресить чужую жизнь хотя бы на словах. Здесь нет слезливых историй, это истории мужественные, сильные.
Роман очень талантливый и не зря переведен и опубликован много раз. В нем есть и изысканность черно-белых фильмов, и драматичность сломленных судеб, но всего в меру, ровно столько, сколько нужно. И даже большой объем не хочется сократить или прибавить. Несколько лет жизни на сотнях страниц, которые можно прочитать за несколько дней.
Чем хороша книга? Не будем говорить о её художественной ценности, оригинальности или успехе у читателей, а скажем о главной ценности, которую она несет в себе. Это достоинство, которое выделяет произведения из огромного числа других — она возрождает заблудившимся читателям жажду жизни, вкус к ней.
По-хорошему детское чувство жизни, обогащенное опытом прожитых и осмысленных событий, более витальный характер, с полезным отношением к препятствиям, понимание, что нет абсолютно «правильных» вещей — последствия вдумчивого прочтения. Книга отличное средство для нигилистов разных сортов. В ней можно познакомиться с массой примеров человеческих жизней, осознать, что многие его проблемы, не такие уникальные и сложные, как казалось. Показана жизненная необходимость обсуждения взглядов, особенно с теми, кто с тобой не согласен. И много юмора, чего только стоит обнаружить «мем о дипломе» в 1960-х годах.
Хорошо, что и такие книги получают признание и популярность. Хотя, может, популярность обусловлена модой на толерантность?
Ещё немного мыслей о нашем культурном наследии в моей статье "Простота - сестра гениальности".
Помогающие иностранке творцы: Сергей Расковалов, Екатерина Семенова, Арина Тропинова, Тилл Крас, Денис Ермаков, Мария Козлова