Почему Айвазовский пригласил Репина в соавторы.
«Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку», – так прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин. Правда, следует признать, что такие характеристики были вообще в стиле Репина – он очень восторженно отзывался об окружающих и весьма уничижительно о своих «скромных дарованиях», такой характер. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств действительно дивного моря, однако и к фигуре не будем столь строги, как автор ее.
Пушкин с женой Натали Гончаровой посетил выставку в Академии художеств. Это был сентябрь 1836 года. Прослышавшие об этом ученики побежали в зал, чтобы посмотреть вблизи на поэта. Среди них был и Айвазовский. Инспектор академии Крутов представил его Пушкину как претендента на золотую медаль. Юному Айвазовскому запало в душу то, как ласково поэт его приветил.
Пушкина Айвазовский писал неоднократно. И в целом портреты в его наследии есть, но Айвазовский все же – не портретист, талант его в полную меру проявлялся в изображениях моря и неба. Приглашение Репина в соавторы – решение отличное. Дело в том, что даже когда на картине присутствуют люди, они всегда неизмеримо малы по сравнению с любимой стихией Айвазовского, и речь не только о физическом размере.
Искренне восхищаясь «нашим всем», Айвазовский нашел отличный способ не затмить фигуру Пушкина стихией – попросил написать эту фигуру Илью Репина, который был отличным портретистом.
Автор: Алена Эсаулова, artchive.ru