В серии “Классика в комиксах” издательства “Эксмо” вышла графическая адаптация романа Джека Лондона “Морской волк” (1904). Тема отношений человека и моря, морских приключений вдохновила французского сценариста и художника Доминика Дюпре, печатающегося под псевдонимом Рифф Реб'с, на графическую трилогию. Кроме “Морского волка” в нее входит адаптация романа “На борту L'Étoile Matutine” Пьера Мак-Орлана и сборник “Hommes à la mer”, включающий произведения Джозефа Конрада, Эдгара Аллана По, Роберта Льюиса Стивенсона и др.
В основу “Морского волка” — одного из самых ярких романов Джека Лондона о море, выдержавшего 13 экранизаций, легли собственные впечатления автора от работы матросом на промысловой шхуне “Софи Сазерленд”.
Действие происходит в 1893 году в Тихом океане. Литературный критик Хэмфри Ван-Вейден отправляется на пароме навестить друга. Случается кораблекрушение, и его спасает капитан промысловой шхуны “Призрак”, направляющейся заготавливать шкуры морских котиков.
Мрачный, с хищным оскалом капитан, которого вся команда называет Волком Ларсеном, не собирается менять планы. Он назначает Ван-Вейдена против его воли юнгой, и тому в буквальном смысле приходится выживать на борту “Призрака”. Пройдя суровую школу Волка Ларсена, Хэмфри становится его помощником. Ван-Вейден оказывается свидетелем жутких издевательств над командой жестокого и до странности противоречивого капитана.
Волк Ларсен ни во что не ставит человеческую жизнь, может до смерти избить любого, кто не подчинится его приказам, и при этом с воодушевлением рассуждает о творчестве Шекспира, увлеченно занимается математикой и усовершенствованием навигационных приборов.
Он полностью отрицает мораль и остается верен философии жизненной закваски — природного начала, которое есть в животном и человеке и проявляющегося в борьбе за место под солнцем. Волк Ларсен напоминает супергероя, обратившего свои выдающиеся способности против человечества. В одном из интервью Рифф Реб'с упомянул, что Джек Лондон на примере судьбы Ларсена опроверг идею о величии сверхчеловека Ницше. Лондон продолжит критиковать ницшеанские идеи в “Мартине Идене”.
Прообразом мрачного капитана Волка Ларсена стал Александр Маклейн, известный браконьер конца XIX века, легенда криминальной хроники, объявленный в розыск пятью странами, разбогатевший благодаря не столько деловой хватке, сколько готовности на любой поступок ради наживы.
В версии Риффа Реб'са супергеройская сущность Ларсена обнажается до предела. Автор наделяет его профилем античной статуи и внешностью мифического героя.
Волк Ларсен мог бы быть одним из персонажей вселенной DC наподобие Супермена или Бэтмена, если бы не его взгляды на жизнь. Реб'с показывает идеологическое противостояние между Хэмфри Ван-Вейденом, верящим в бессмертие души и главенство морали, и атеистом Ларсеном, признающим только право сильного.
Когда на борт “Призрака” поднимается ставшая жертвой кораблекрушения дама — поэтесса Мод Брустер, конфликт между двумя чуждыми друг другу по духу мужчинами, у которых нет ничего общего, кроме интереса к литературе, обостряется.
Реб'с отлично держит градус эмоционального напряжения на протяжении всей адаптации. Особенно впечатлило его решение показать внешнее сходство Хэмфри и Волка на одном из последних кадров адаптации — от гнева и отчаяния на лице Ван-Вейдена вдруг появляется знакомый хищный оскал.
Рифф Реб'с рассказал историю Джека Лондона довольно близко к тексту оригинала. Значимое отличие графической интерпретации от оригинального текста связано с концовкой — Реб'с предложил более трагический финал.
В 17 главах он передал ключевые вехи романа. Для каждой автор выбрал свой цвет, соответствующий эмоциональной тональности происходящего. В терракотовый окрашены первые мгновения на “Призраке”, благодаря чему автор здорово воссоздал гнетущую и пугающую атмосферу. В болотно-зеленом цвете с грязно-коричневыми тенями видится Хэмфри жизнь на “Призраке”.
В приглушенных синих тонах изображена задушевная беседа Хэмфри и капитана о поэзии под звездным небом.
Риффа Реб'са без преувеличения можно назвать маринистом в графике. Он виртуозно передал настроение морской стихии, ему удаются и спокойное море с плавными изящными линиями, повторяющими изгибы волн, и сокрушительный шторм с резкой диагональной штриховкой. Между главами художник добавил черно-белые пейзажные вставки на разворот.
Графическая адаптация Риффа Реб'са понравится поклонникам творчества Джека Лондона и любителям приключенческих романов.