Найти тему
Graphic novels

“Морской волк” Джека Лондона в графической адаптации Риффа Реб'са

Джек Лондон “Морской волк”. Графический роман. Сценарий, графика и цвет Риффа Реб'са. Пер. с англ. Е. В. Музыкантовой. М.: Эксмо, 2020
Джек Лондон “Морской волк”. Графический роман. Сценарий, графика и цвет Риффа Реб'са. Пер. с англ. Е. В. Музыкантовой. М.: Эксмо, 2020

В серии “Классика в комиксах” издательства “Эксмо” вышла графическая адаптация романа Джека Лондона “Морской волк” (1904). Тема отношений человека и моря, морских приключений вдохновила французского сценариста и художника Доминика Дюпре, печатающегося под псевдонимом Рифф Реб'с, на графическую трилогию. Кроме “Морского волка” в нее входит адаптация романа “На борту L'Étoile Matutine” Пьера Мак-Орлана и сборник “Hommes à la mer”, включающий произведения Джозефа Конрада, Эдгара Аллана По, Роберта Льюиса Стивенсона и др.

В основу “Морского волка” — одного из самых ярких романов Джека Лондона о море, выдержавшего 13 экранизаций, легли собственные впечатления автора от работы матросом на промысловой шхуне “Софи Сазерленд”.

Действие происходит в 1893 году в Тихом океане. Литературный критик Хэмфри Ван-Вейден отправляется на пароме навестить друга. Случается кораблекрушение, и его спасает капитан промысловой шхуны “Призрак”, направляющейся заготавливать шкуры морских котиков.

-2

Мрачный, с хищным оскалом капитан, которого вся команда называет Волком Ларсеном, не собирается менять планы. Он назначает Ван-Вейдена против его воли юнгой, и тому в буквальном смысле приходится выживать на борту “Призрака”. Пройдя суровую школу Волка Ларсена, Хэмфри становится его помощником. Ван-Вейден оказывается свидетелем жутких издевательств над командой жестокого и до странности противоречивого капитана.

-3

Волк Ларсен ни во что не ставит человеческую жизнь, может до смерти избить любого, кто не подчинится его приказам, и при этом с воодушевлением рассуждает о творчестве Шекспира, увлеченно занимается математикой и усовершенствованием навигационных приборов.

-4

Он полностью отрицает мораль и остается верен философии жизненной закваски — природного начала, которое есть в животном и человеке и проявляющегося в борьбе за место под солнцем. Волк Ларсен напоминает супергероя, обратившего свои выдающиеся способности против человечества. В одном из интервью Рифф Реб'с упомянул, что Джек Лондон на примере судьбы Ларсена опроверг идею о величии сверхчеловека Ницше. Лондон продолжит критиковать ницшеанские идеи в “Мартине Идене”.

Прообразом мрачного капитана Волка Ларсена стал Александр Маклейн, известный браконьер конца XIX века, легенда криминальной хроники, объявленный в розыск пятью странами, разбогатевший благодаря не столько деловой хватке, сколько готовности на любой поступок ради наживы.

В версии Риффа Реб'са супергеройская сущность Ларсена обнажается до предела. Автор наделяет его профилем античной статуи и внешностью мифического героя.

-5

Волк Ларсен мог бы быть одним из персонажей вселенной DC наподобие Супермена или Бэтмена, если бы не его взгляды на жизнь. Реб'с показывает идеологическое противостояние между Хэмфри Ван-Вейденом, верящим в бессмертие души и главенство морали, и атеистом Ларсеном, признающим только право сильного.

Когда на борт “Призрака” поднимается ставшая жертвой кораблекрушения дама — поэтесса Мод Брустер, конфликт между двумя чуждыми друг другу по духу мужчинами, у которых нет ничего общего, кроме интереса к литературе, обостряется.

-6

Реб'с отлично держит градус эмоционального напряжения на протяжении всей адаптации. Особенно впечатлило его решение показать внешнее сходство Хэмфри и Волка на одном из последних кадров адаптации — от гнева и отчаяния на лице Ван-Вейдена вдруг появляется знакомый хищный оскал.

Рифф Реб'с рассказал историю Джека Лондона довольно близко к тексту оригинала. Значимое отличие графической интерпретации от оригинального текста связано с концовкой — Реб'с предложил более трагический финал.

В 17 главах он передал ключевые вехи романа. Для каждой автор выбрал свой цвет, соответствующий эмоциональной тональности происходящего. В терракотовый окрашены первые мгновения на “Призраке”, благодаря чему автор здорово воссоздал гнетущую и пугающую атмосферу. В болотно-зеленом цвете с грязно-коричневыми тенями видится Хэмфри жизнь на “Призраке”.

-7

В приглушенных синих тонах изображена задушевная беседа Хэмфри и капитана о поэзии под звездным небом.

Риффа Реб'са без преувеличения можно назвать маринистом в графике. Он виртуозно передал настроение морской стихии, ему удаются и спокойное море с плавными изящными линиями, повторяющими изгибы волн, и сокрушительный шторм с резкой диагональной штриховкой. Между главами художник добавил черно-белые пейзажные вставки на разворот.

Графическая адаптация Риффа Реб'са понравится поклонникам творчества Джека Лондона и любителям приключенческих романов.