Стандарты клининга в новых жилых комплексах комфорт-класса и выше — более жесткие, чем в эконом-классе и в домах старого фонда, которые обслуживают государственные УК. Недаром более высокий уровень сервиса — одна из главных причин покупки квартиры в новостройке. LegenDaily разбиралась, в чем принципиальные отличия между этими стандартами уборки, и почему отличается стоимость услуг по содержанию общего имущества в разных домах.
Тарифы на содержание общего имущества дома, куда входит в том числе и санитарное содержание, то есть уборка, государство не регулирует. Собственники сами утверждают расценки общим голосованием на собрании.
Государство также определяет базовый перечень работ по уборке, которые должны предоставлять жителям эксплуатирующие организации — управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д. Он приводится в постановлении Правительства РФ от 3.04.2013 г. № 290. Есть и рекомендуемый график проведения этих работ. Но нужно отдавать себе отчет, что эти нормы отражают самый минимальный объем услуг, который вряд ли устроит жителя дома класса комфорт+ или выше.
Например, сотрудникам управляющих организаций (УО) предписано каждый день подметать влажными вениками или щетками лестницы первого и второго этажей, а всех остальных этажей — раз в неделю, если в доме есть лифт, и дважды в неделю при его отсутствии. Мыть лестницы нужно раз в месяц, а окна, стены, двери, светильники — ежегодно.
Если в состав общего имущества собственников входит еще и двор, то УО должна убирать и его. Периодичность уборки в нормативных актах не прописана. Главное — чтобы зимой дорожки обрабатывали антигололедными материалами или счищали лед, чтобы с кровель сметали снег и убирали сосульки. Нарушение этого правила чревато штрафами. Весной, летом и осенью тоже рекомендуется убирать, но серьезные санкции за мусор управляющим не грозят.
Уборка по минимуму
Государственные УК и управляющие в домах эконом-класса предлагают собственникам тарифы на содержание общего имущества, ориентируясь на государственные расценки для нанимателей — то есть очень низкие. И собственники радостно голосуют «за» на общих собраниях. Качество обслуживания соответствует уровню платежей: в лучшем случае УК выполняют рекомендованный государством минимум работ, в реальности же обычно не соблюдают и этих базовых требований.
Именно поэтому качество сервиса — один из основных факторов, влияющих на решение граждан о покупке квартиры в качественной новостройке. В большинстве жилых комплексов уровня выше комфорт-класса сервисом занимается УК, либо связанная с застройщиком, либо рекомендованная им. По данным риелторов, именно высокое качество обслуживания в числе главных отмечают покупатели, посетившие уже заселенные жилые комплексы застройщика. «Чисто, все, что надо, покрашено, на детских и спортивных площадках ничего не отваливается, газоны аккуратные, на клумбах цветы — хороший дом», — так клиенты объясняют свой выбор.
Но заселившись и получив первые квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, многие начинают возмущаться высокими расценками. «У нас в старой квартире суммы в квитанции были меньше!» — недоумевают они.
Не для галочки
Дело в том, что УК от застройщика в качественных жилых комплексах не ограничивается минимальным перечнем и периодичностью работ, которые рекомендованы государством. Компания на общем собрании предлагает собственникам включить в список услуг те, благодаря которым и будет обеспечен вышеупомянутый высокий уровень сервиса. Собственники, заинтересованные в высоком качестве жизни, прекрасно понимают, что тарифы на подобные услуги будут выше, чем в домах эконом-класса.
Сотрудники УК в домах комфорт-класса и выше моют стены в подъездах не раз в год, как рекомендует государство, а раз в месяц. Стены, двери и пол в лифте — четыре-шесть раз в неделю. Окна, светильники, двери в подъездах — обычно раз в месяц. Генеральная уборка подъезда проводится дважды в год. Красоту красивого дома нужно поддерживать, поэтому добавляется такая услуга, как помывка фасадов.
Главный принцип клининга применительно к таким домам — чтобы было чисто. То есть убирают по мере загрязнения, даже если по графику день уборки еще не наступил.
Например, в УК «Легенда комфорт» (управляет домами, построенными холдингом Legenda) клинеры, отвечающие за содержание мест общего пользования, работают без выходных. Компания обеспечивает постоянное присутствие клинеров в жилых комплексах, чтобы они могли быстро устранить загрязнения и мусор в парадных, во дворах и паркингах.
Аналогичная практика у УК «ЮИТ сервис» (обслуживает дома, построенные компанией ЮИТ). Так, в ЖК комфорт-класса Fjord холл на первом этаже моют шесть раз в неделю, на остальных этажах — два раза в неделю. В премиальном ЖК «Смольный проспект» от того же застройщика входную группу первого этажа убирают каждый день, остальные этажи — четыре раза в неделю.
Эта разница в качестве сервиса отражается в тарифах. Сравним, например, основные тарифы, установленные Смольным для нанимателей, и расценки УК «ЮИТ сервис» для ЖК Fjord.
- Так, содержание общего имущества многоквартирного дома (уборка и санитарное обслуживание мест общего пользования: лестниц, чердаков и подвалов) в городском тарифе оценены в 13,02 руб. за м2 квартиры, а в ЖК Fjord — в 14,69 руб.
- За уборку земельного участка городские наниматели платят по 2,02 руб., а жители Fjord — по 4,48 руб. (тариф также рассчитывается исходя из площади квартиры плательщика).
Качество сервиса стало одним из главных конкурентных инструментов застройщиков. Поэтому продвинутые девелоперы создают собственные УК, чтобы контролировать уровень обслуживания клиентов, купивших квартиры.
Источники фото: varlamov.ru, eserviceekb.com, irk.specdispetcher.ru, jreupinsk.by.