Безвольный лодырь, бессовестный лентяй… Какие только ярлыки вы не успели на себя навесить! А продуктивности не прибавляется, и мотивация почему-то есть у всех, кроме вас?
Пора навести порядок в голове и понять, наконец, почему многие дела откладываются и переносятся годами, подготовка рабочих отчетов вечно начинает «гореть» прямо перед планерками, а мечта раскрутить профессиональный блог спряталась так глубоко, что не верится, была ли она на самом деле.
Итак, вы «ленитесь» точно не потому, что:
- ленивы,
- безответственны,
- унаследовали от родителей генетическую предрасположенность откладывать,
- на вас влияет ретроградный Меркурий (уже не первый год подряд),
- ваши гены особым образом мутировали,
- вы Рыба или любой другой знак Зодиака,
- на вас лежит особое проклятье.
На самом деле…
Вам не хватает сострадания к себе
Одно исследование, которое провели канадские ученые, показало: люди, которые меньше жалеют себя и слишком усердно критикуют, обычно испытывают больший стресс во время выполнения профессиональных и личных задач — а потому склонны затягивать работу.
И что с этим делать?
Относитесь к себе с добротой. Примите тот факт, что вы живой человек (не робот), и говорите с собой как оптимистичный коуч, а не как пессимистичный, едкий критик.
Именно о принятии своей человеческой природы говорит Нейл Фьоре в бестселлере «Простой способ перестать откладывать дела на потом». Среди работающих подсказок, которые он даёт, наша любимая: «запланируйте отдых» 👍 Об остальных вы можете узнать всего за 30 минут из бесплатного мини-курса по книге.
Вам не хватает ясности
Так уж устроен ваш мозг, что должен экономить энергию и избегать некомфортных ситуаций. Ради этого он требует чётких ответов на вопросы, которые вы не всегда себе даёте (тоже не от лени, а по незнанию!):
- над чем надо работать?
- когда именно надо над этим работать?
- как это делать эффективно (и как это делать вообще)?
- почему это надо делать?
- почему это важно лично для вас?
Если ответов нет, или они абстрактные, слишком сложные, не перекликаются с вашими жизненными ценностями, то мозг скажет вам: «Нууу, это слишком сложно, неудобно, энергозатратно… А давай что попроще — сериальчик посмотрим».
И что с этим делать?
Ставя задачу, сразу формулируйте ответы на все что / где / когда / как / зачем. А сама формулировка задачи должна быть предельно простой, понятной даже первокласснику.
Тут бы порекомедовать «Джедайские техники» Максима Дорофеева — вот уж где вносится предельная ясность о том, как укротить свою внутреннюю обезьянку! Но мы предлагаем книгу Тамары Майлс «Как повысить производительность труда», в которой она обещает дать «инструменты контроля за собственной жизнью». Звучит заманчиво — и времени много не потребует, ведь есть мини-курс на обучающей платформе tema.biz 😉
Вам не хватает уверенности
Если вы подозреваете, что не получится — совсем или достаточно хорошо, чтобы все вокруг удивились / восхитились, — то будете до бесконечности переносить дедлайны, особенно если задачу ставите сами себе (всё-таки начальник не позволит «слить» проект без последствий для карьеры).
И что с этим делать?
Подумайте о самом быстром и простом (именно для вас!) способе приобрести уверенность. Например:
- отправляйтесь учиться — получать знания и навыки, которые помогут не сомневаться в себе, столкнувшись с новыми задачами,
- попросите помощи или совета — поверьте, люди любят чувствовать себя экспертами и/или просто нужными, востребованными;
- дайте себе дополнительное время — не отложите задачу на неопределенный срок, а отведите время на погружение в проблему (при этом четко перечислите, как именно будете «погружаться»),
- разрешите себе ошибаться (это сложнее, чем кажется, особенно в эпоху «достигаторства» и «успешного успеха»),
- приступайте к делу с формулировкой «просто попробовать» — это поможет справиться с неуверенностью, избавит от завышенных ожиданий, а, втянувшись, вы наверняка обнаружите, что отлично справляетесь.