Найти тему
Классическая ГИТАРА

Классическая музыка великолепна, но так ли сложно было её сочинять?

Бетховен долго писал свои сонаты... Кто сказал, что среднестатистический пианист за 30 лет не смог бы написать ничего подобного? Не слишком ли медленно работал Бетховен?

Послушаем пару вариантов ответа на этот вопрос.

Jacopo Proietti

Мне как композитору приходится сталкиваться с этим вопросом каждый день. Трудно сравнивать себя с мастерами своего дела (композиторами классической эпохи, такими как Бетховен). Всё это кажется «простым» с нашей современной точки зрения, но всё же очень немногие могут этого добиться.

Есть много вещей, которые следует учитывать. Я думаю, что достаточно квалифицированный композитор с очень хорошей теоретической подготовкой мог бы написать симфонию в стиле Бетховена за половину, если не за четверть времени, которое реально потребовалось самому Бетховену. Делает ли это их такими же хорошими или даже лучше, чем он? Точно нет!

Бетховен раздвинул границы того, что было приемлемо в его время, пытаясь удовлетворить как свою художественную жажду новаторства, так и ожидания публики. То, что сегодня звучит стандартно, в прошлом могло бы показаться просто революционным. Также сегодня кому-то, вероятно, помогли бы компьютеры, программное обеспечение и возможность получить доступ к огромному количеству информации в один клик.

Вышеупомянутое невозможно при сочинении в 1700 - 1800 годах, и мы должны учитывать тот факт, что многие из классических композиторов следовали заранее разработанным схемам (особенно Моцарт, поэтому он и был таким плодовитым), а также были полностью погружены в эстетические каноны своей эпохи. Бетховену, вероятно, потребовалось так много времени, чтобы закончить свои произведения, потому что ему пришлось полностью изобретать эти (сегодня уже «готовые») схемы.

Вкратце — опытный композитор мог бы написать сонату в стиле Бетховена, наверное, за полмесяца (я просто предполагаю), но это не делает его лучше и, честно говоря, было бы пустой тратой времени. Вы должны следовать канонам своего времени или изобретать их заново, как это делал Бетховен, и тогда, возможно, вы сможете сравнить себя с мастерами прошлого. Иначе вы будете просто подражателем.

Robert Holmén

Рядовые академические композиторы сегодня могли бы написать что-то похожее на Бетховена, потому что у них есть его примеры, которые можно изучить и подражать им, но трудно мгновенно осознать, насколько эти примеры реально гениальны. Бетховен проделал всю тяжёлую работу по обнаружению того, что звучит великолепно.

Бетховен написал большинство своих произведений довольно своевременно. Большая часть его дохода приходилась на продажу музыки для публикации, поэтому у него вряд ли был стимул бездельничать.

Несколько его великих работ могли делаться довольно долго, но, похоже, у него всегда был какой-то проект, к которому он мог обратиться, когда «застревал» в другом. У него не видно длительных периодов бездействия.

Между симфонией 8 и симфонией 9 прошло десять лет, но за это время Бетховен создал много других вещей.

У него есть более 35 только одних сольных фортепианных сонат, то есть по одной на каждый год его взрослой жизни. Вот где современный имитатор Бетховена точно потерпит неудачу! Вы могли бы написать одну сонату, которая была бы жизнеспособна, но как насчёт написать 35? Которые все звучали бы не слишком похоже друг на друга?

В Бетховене поразительно то, что он постоянно менялся. Каждая симфония (после второй) звучит совсем не так, как предыдущая. Девятая не похожа на восьмую, которая не похожа на седьмую, не похожую на шестую… И всё же, все они звучат как Бетховен!

Это настоящий шик — заново изобретать свой стиль и при этом сохранять его! Это на несколько ступеней выше таких композиторов, как Стравинский или Копленд, у которых в среднем возрасте просто «закончился бензин», и они начали сочинять ужасную двенадцатитоновую музыку... Или Филип Гласс, который не изменился за 50 лет...

Некоторые композиторы всё же были быстрее Бетховена. Бах, Гендель и Вивальди, кажется, сочиняли настолько быстро, насколько их гусиное перо могло перемещаться по листу бумаги...

Вот пример академического композитора Dudley Moore, импровизирующего что-то похожее на Бетховена и обрабатывающего современную мелодию с помощью техник Бетховена. Это работает! Но только потому, что мы уже слышали настоящего Бетховена...

Видео: «Dudley Moore Beethoven Sonata Parody».