Польский психолог Анджей Лобачевский провел свои ранние годы в оккупированной нацистами Польше, за которыми последовали годы советской власти после войны. Личный опыт привел Лобачевского к разработке концепции «патократии». Это означает, что люди с расстройствами личности (особенно психопатией) занимают руководящие должности.
Лобачевский посвятил свою жизнь изучению человеческого зла - области, которую он назвал «понерологией» (наука о природе зла применительно к политике). Он хотел понять, почему «злые» люди процветают без труда, в то время как многим хорошим и нравственно чистым людям за успех нужно бороться. Он хотел разобраться, почему люди с психическими расстройствами так легко поднимаются на руководящие должности и входят в правительства стран. Поскольку он сам жил в «патократическом» режиме, то очень рисковал, изучая эту тему. Он был арестован и подвергнут пыткам со стороны польских властей, и не мог опубликовать труд своей жизни, книгу « Политическая понерология», пока не бежал в Соединенные Штаты в 1980-х годах.
Патократия, возможно, является одной из самых больших проблем в истории человечества. История - это сага о постоянных конфликтах и жестокостях, когда группы людей борются друг с другом за территорию, власть и владения, завоевывают и убивают друг друга. Историк Арнольд Тойнби, исследуя ход истории человечества с древних времен до 20-го века, говорил об «ужасающем чувстве греха, проявляющемся в человеческих делах».
Но есть аргумент, что это происходит не потому, что все люди по своей природе жестокие, а потому, что некоторое количество людей, то есть люди с расстройствами личности, жестоки, очень эгоцентричны и лишены сочувствия. Это меньшинство всегда обладало властью и им удавалось влиять на большинство, чтобы они совершали зверства от их имени.
Власть и патология
Некоторые люди страдают (если, конечно, здесь можно говорить о страданиях) нарциссическим и антисоциальным личностными расстройствами (по версии DSM - американского диагностического справочника).
Люди с нарциссическим расстройством испытывают ненасытную жажду власти, хотят постоянного внимания и самоутверждения. Они чувствуют, что они выше других и имеют право доминировать над ними. Им также не хватает сочувствия, что означает, что они могут безжалостно эксплуатировать и оскорблять других в своей жажде власти.
Психопаты (устаревшее название антисоциальных личностей) испытывают схожее чувство превосходства и недостатка сочувствия, но главное различие между ними и нарциссами заключается в том, что они не нуждаются во внимании и обожании. В некоторой степени желание быть обожаемым действует как сдерживающий фактор в поведении нарциссов. Они не хотят делать ничего, что могло бы сделать их слишком непопулярными. Но у психопатов нет таких сомнений.
На другом конце шкалы люди с высоким уровнем сочувствия и сострадания обычно не заинтересованы во власти. Они предпочитают находиться «на земле», взаимодействовать и общаться с другими. Они могут даже отказаться от предложения о должности с высоким статусом, потому что знают, что более высокий статус отстранит их от людей (хотя для неэмпатичного человека это часть его привлекательности).
Таким образом, это оставляет позиции власти открытыми для людей с психическими расстройствами (или, по крайней мере, с высоким уровнем амбиций и жестокости, даже если это не полноценное психическое расстройство).
На протяжении всей истории люди с такой патологией всегда поднимались на вершину. В некотором смысле доиндустриальные феодальные общества ограничивали их, поскольку власть часто передавалась по наследству, а не достигалась индивидуальными усилиями. Крах феодальной системы, безусловно, был положительным шагом к большему равенству и демократии, но отрицательным побочным эффектом стало то, что он дал психопатам и нарциссам больше возможностей для достижения властных позиций.
Как указывает Ян Хьюз в своей книге «Беспорядочные умы», весь смысл демократии состоит в том, чтобы попытаться защитить массы людей от этого патологического меньшинства. Это было центральной идеей американской конституции и Билля о правах. Были созданы демократические принципы и институты, чтобы ограничить власть людей с психопатологией.
Вот почему, как также указывает Хьюз, такие лидеры ненавидят демократию:
"Придя к власти, они делают все возможное для демонтажа или дискредитации демократических институтов, включая свободу и легитимность прессы. (Это первое, что сделал Гитлер, когда стал канцлером Германии, и именно это сделали автократы вроде Владимира Путина, Виктора Орбана из Венгрии и президента Турции Эрдогана. Это также то, что пытался сделать президент Трамп)".
Коллективная патократия
Но патократия касается не только отдельных личностей. Как отмечает Лобачевский, такие лидеры всегда привлекают других людей с психическими расстройствами, которые пользуются возможностью получить влияние. В то же время постепенно из строя выпадают эмпатичные и справедливые люди. Они либо подвергаются остракизму, либо отступают добровольно, потрясенные беспределом, происходящим вокруг них. В результате со временем патократии имеют тенденцию к укоренению и крайним проявлениям.
Это не означает, что каждый, кто становится частью патократического правительства, страдает психическим расстройством. Некоторые люди могут просто иметь высокий уровень амбиций и недостаток сочувствия, не имея на самом деле диагностируемой патологии, в то время как другие могут просто использовать лидера-нарцисса или психопата, чьи цели совпадают с их целями .
Значительная часть проблемы - это влечение многих людей к харизматическим демагогам. Можно, например, увидеть это в своеобразной привлекательности Трампа, несмотря на его очевидные недостатки - его крайний нарциссизм, отсутствие сочувствия и искаженное, иллюзорное представление о реальности. Психологически это очень похоже на привлекательность духовных гуру, вокруг которых собираются слепо преданные им ученики, несмотря на их неэтичное и эксплуататорское поведение. Привлекательность гуру и демагогов - это глубоко укоренившаяся потребность вернуться к детскому состоянию поклонения родителям, которые кажутся всемогущими и непогрешимыми, могут взять на себя полную ответственность за нашу жизнь и волшебным образом решить наши проблемы. В то же время паранойя патологических лидеров приводит к тому, что все несогласные с ними группы демонизируются, а это и создает опьяняющее чувство групповой идентичности.