Криминальное кино - это жанр, охватывающий самый широкий круг тем. В нем также представлены популярные сцены, существовавшие до появления кино, основанные на канонах, предложенных Артуром Конан Дойлем или Агатой Кристи, а также биографии реальных гангстеров и оригинальные криминальные истории.
Практически в каждой фильмографии актера встречаются такие роли: Джон Траволта недавно сыграл американского гангстера Джона Готти, Джонни Депп перевоплотился в легендарного гангстера Джона Дилинджеру, Том Харди сыграл Аль Капоне, «крестного отца» Чикаго, которого многие десятилетия романтизировали в кино (Capone, 2020).
И это только верхушка айсберга. Такие фильмы нравятся зрителям, а также дают возможность актерам осознать то, на что они не решились бы в реальной жизни. Психологи назвали бы это сублимацией темного подсознания.
В результате выигрывают все - и кинематографисты, и зрители.
Вот 5 отличных криминальных фильмов последнего десятилетия, которые вы, возможно, пропустили.
5. Киллер Джо (2011)
Это отталкивающая, жестокая, унизительная история, но она удовлетворяет какую-то внутреннюю садомазохистскую потребность, которая вызывает отвращение при просмотре всего этого андеграундного фестиваля, но вы просто не можете выключить фильм или встать и выйти из кинотеатра.
Морально прогнивший торговец наркотиками Крис застревает в долгах, и ему кажется, что единственный логичный способ получить деньги - убить собственную мать. Его мать была застрахована, поэтому убив ее он мог бы покрыть все свои долги.
Фильм особенно аморален, и это явное отсутствие ценностей парадоксальным образом повышает важность морали и ценностей. Отсутствие ценностей и морали показывает, каким был бы мир, если бы не было угрызений совести и табу. Так сказать, что вы хотите, чтобы вы сделали. И оказывается, человеку нужно все, быстро и много. Мясорубка закипает и постоянно думаешь, что где-то действительно есть такие деградированные во всех смыслах особи.
Режиссер позволяет наслаждаться неглубокой наготой, дешевым хаизмом, идеей дикой свободы, но в то же время напоминает, что человек - не зверь. Или, по крайней мере, этого не должно быть, потому что, когда вы отпустите этого зверя, вы больше не сможете быть человеком. Все грязно, ни у кого нет границ, и когда они достигают дна, они все равно не прекращают копать.
4. Предатель (2019)
Можно ли победить мафию, которая существовала веками и заметно видоизменилась в Италии, которая до недавнего времени называлась непобедимой?
Марко Беллоккио попытался дать оптимистичный ответ в фильме «Предатель» (премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале) и использовал другую реальную историю.
В 1980-х Сицилию потрясла еще одна жестокая война между мафией за контроль над потоками наркотиков. Томмазо Бушетта (Пьерфранческо Фавино), член враждующих фракций Коза Ностра, был вынужден бежать из страны. Найдя убежище в Бразилии с красивой женой и детьми, он издалека наблюдает, как мафия в отместку убивает родственников предателя в Палермо.
Однако безопасная жизнь закончилась, когда беглецом заинтересовалась бразильская полиция, которая ничем не отличается от мафии. В конце концов Бушетта доставлен в его родной город и передан итальянским правоохранительным органам. Единственный способ остаться в живых - нарушить «омерту» (другими словами, нарушить важнейшую норму Кодекса чести сицилийской мафии - обет молчания) и сотрудничать с итальянскими властями в обмен на государственную защиту.
Доставленный домой, Томмазо Бушетта доверяется судье Джованни Фальконе (Фаусто Руссо Алези) и решает экстрадировать своих бывших товарищей. Бескомпромиссный борец с мафией Фальконе сформулировал такую боевую тактику - когда первый свидетель заговорит, структура мафии начнет рушиться, и в конце концов непреодолимая крепость рухнет. Это произошло, только результата пришлось ждать более двух десятилетий (фильм охватывает события с 1960-х по 2000-е годы). Показания Бушетты были настолько важны, что позволили итальянской полиции арестовать 366 мафиози разного ранга.
Представляя «Предателя» на Каннском кинофестивале, режиссер Марко Беллоккио сказал, что хочет передать в своем фильме черты трагедий Шекспира и традиционной итальянской оперы. Подобные примеры синтеза мы уже видели в фильмах Ф. Ф. Копполы и М. Скорсезе.
3. Только Бог простит (2013)
В Бангкоке у главного героя фильма Джулиана есть боксерский клуб со своим братом Биллом. К сожалению, боксерский клуб - лишь прикрытие для семейного бизнеса - незаконного оборота наркотиков за границу. Это сложно понять в самом начале, потому что все начинает проясняться только через несколько минут фильма.
Основная тема фильма - месть за брата и сына и непостижимо жестокая попытка сотрудника полиции наказать преступников. Для этого фильма характерны «скачки» мыслей - буквально за минуту возникает множество различных ситуаций или персонажей, и очень сложно понять, что он пытается показать или сказать. Так или иначе, только в конце фильма можно понять «мораль» всей истории. Основная тема фильма - месть за брата и сына и непостижимо жестокая попытка сотрудника полиции наказать преступников.
Боксерский клуб - лишь прикрытие наркобизнеса. Однако это также прикрытие для остальной части истории, которую пытаются «исследовать» до конца фильма.
Однажды Джулиан собственными руками убил настоящего отца и вынужден был бежать из Англии, поэтому он решил поселиться в Бангкоке, городе, где его никто не найдет. Вместе с ним живет его брат Билл, человек, которому, кажется, ничего не хватает: женского внимания, денег, власти. Однако этого персонажа ждет печальный финал - его влечение к несовершеннолетним девушкам принесло смерть. Узнав об этом, Дженн (моложавая и часто курящая мать мужчин) приезжает в Бангкок и клянется Джулиану найти убийцу ее старшего сына.
Главный герой, которого воплощает Райан Гослинг, на протяжении всего фильма говорит всего несколько предложений и все время выглядит так, как будто он ужасно устал от съемок или только что покинул похороны. Фильм жестокий и явно не для детского просмотра.
2. Врожденный порок (2014)
Основанный на романе Томаса Пинчона, фильм завершает неформальную трилогию Андерсона, которую сам режиссер назвал рассказами «Американская паранойя». Томас Пинчон, пожалуй, самый загадочный писатель в Америке после Джерома Сэлинджера: оба скрывали свои жизни, не появлялись на публике и, таким образом, заинтриговали профессионалов литературы и поклонников их таланта. Правда, Сэлинджер недавно умер, а Пинчон жив, но о нем никто ничего не может сказать (разве что несколько его фотографий, сделанных в молодости, можно найти в сети).
Врожденный порок (2014) переносит нас в Калифорнию 1980-х годов, где в то время еще была жива контркультура хиппи, но идеалы молодых людей, называвших себя «детьми цветов», уже были омрачены преступлениями секты Чарльза Мэнсона. Писатель описывает этот период следующим образом: «Жизнь в то психоделическое десятилетие была полна стольких предупреждений о недоверии к людям, что их нельзя было стереть с помощью единственного спинового моста с марихуаной, и последующее десятилетие не выглядело более многообещающим».
Пересказывать многослойную басню «Врожденного порока» (как роман, так и фильм) очень сложно, потому что писатель добавил совсем другие элементы в емкую структуру криминального романа, поэтому рецензенты этого произведения даже придумали термин «истерический реализм».
1. Смерть на Аляске (2017)
При просмотре «Смерти на Аляске» (реж. Джейми М. Дагг) непросто воздержаться от сравнения с фильмами братьев Коэн, только на этот раз сравнения с Фарго были бы более уместными, как из-за сурового климата, так и из-за действительно «черной» криминальной истории.
Кто-то довольно точно написал, что триллер, разворачивающийся в далеком городке на Аляске, оставляет неизгладимое впечатление - как шрам после сильного ожога.
Фильм начинается с жестокой расправы: мошенник по имени Элвуд (Кристофер Эбботтс), который приезжает в небольшой город, врывается ночью в бар и хладнокровно убивает троих людей. Фактически, только один убитый мужчина должен был стать жертвой, двое других просто оказались не в том месте и не в то время.
Совершив жестокое преступление, нападавший делает один за другим несколько совершенно нелогичных шагов. В первую очередь он берет деньги из кассы бара. Просто банальное ограбление было бы простейшим поводом для преступления. Кстати, если бы это было банальное ограбление, преступник наверняка сбежал бы как можно дальше. Однако Элвуд не спешит с этим: напротив, он продлевает свое пребывание в местном мотеле еще на несколько дней.
Оказывается, владелец мотеля Сэм (Джон Бернтал) - бывшая звезда родео, предыдущими достижениями которого когда-то восхищался Элвуд.
« Смерть на Аляске» уж точно не относится к криминальным фильмам, за запутанными сценами которых нужно внимательно следить до конца и стараться не упускать из виду главную интригу. Основные козыри авторы раскрывают довольно рано.
Контрасты в фильме используются как для характеристики персонажей, так и для создания общей атмосферы (оператор Джессика Ганье), подчеркивая морально неоднозначные ситуации.