Здравствуйте дорогие читатели, в этой статье речь пойдет, о том как зародилась, рэп культура, выросла, и почему популярные современные рэперы это днище.
Естественно я не претендую на истину в первой инстанции, это лично мое мнение, а вы выводы делайте сами.
Рэп имеет чисто африканские корни. Когда европейские колонизаторы открыли новые земли, Южную, Центральную и Северную Америку, они начали активно эксплуатировать местные ресурсы. А конкретнее самым выгодным было выращивание сахарного тростника, из которого получали сахар, а сахар уже стоил очень больших денег в Европе. Сахар тогда еще называли "Белое Золото".
Работа на плантациях сахарного тростника была достаточно тяжелой. Нужно было целый день находится под лучами палящего солнца, при этом все время тело жалила различная мошкара, от которой нельзя было даже отмахнуться так как руки, были постоянно заняты, нужно было собирать тростник. Европейские колонизаторы, попытались задействовать местных аборигенов из туземных племен, но они не выдерживали таких нагрузок, и отдавали свою душу небесам.
В итоге колонизаторы поняли, что местные туземцы для таких работ не годятся, и тогда они стали завозить из Африки более физически выносливых чернокожих рабов. И со временем практически на всех американских плантациях работали чернокожие рабы из Африки.
Рабам на плантациях установили жесткие правила. Чтобы они не сумели договорится друг с другом объединиться и сбежать или поднять бунт, им запрещалось разговаривать друг с другом. Также им запрещалось изучать приемы самообороны и тренироваться.
Поэтому невольники начали думать как завуалированно обойти эти правила, установленные колонизаторами. Думали и придумали, под бой барабана, и звуки различных, ложек, тазиков и вообще, что имеется под рукой, способное издавать звук, читать стихи. При этом ритм или биты они старались подбирать под конкретный текст, чтобы слова и ритм слились в единые вибрации и проникли в сознание каждого.
Таким образом, они могли общаться друг с другом и поддерживать у своих земляков, которые не по своей воле оказались на чужбине, моральный дух. Отсюда же и появился такой танец как капоэйра (Capoeira). Танец сочетал в себе элементы боевых искусств и элементы современного Брэйк-данса. Из-за того, что рэп это речитативы под музыку, а не общение друг с другом, а капоэйра это танец, а не тренировка боевым искусствам, колонизаторы не боролись с этим явлением. Наоборот такие концерты для них были даже хорошим развлечением.
После гражданской войны в Америке, когда Север победил Юг Конфедератов, рабство официально было отменено, и чернокожие получили равные права с белыми. На самом деле рабство никуда не делось, просто колонизаторы, решили перейти на более эффективную модель эксплуатации человека человеком- капитализм.
Раньше за рабами следили охранники с плетьми, а при капитализме, их роль выполняют деньги. Хочешь нормально заработать, выполняй нормы выработки, которые установит тебе работодатель бывший колонизатор, а ныне руководитель производства.
Капиталисты Севера хотели развивать промышленность. И именно поэтому начали расти американские города, а вместе с ними заводы и фабрики. На производстве требовались рабочие руки, в сельской местности на плантациях мало платили, и именно поэтому, начался массовый отток новоиспеченных афро-американцев, в города.
А в городах им определили черту оседлости, гетто. В начале XX века о рэпе ничего не слышно, так бывшие невольники, получили свободу, потерялся смысл в этом. Тем более в 1920-х годах в пору "Великой Депрессии" и раздолья гангстеров, в тяжелых условиях жизни, оказалось как белое, так и черное население.
Рэп как уличная субкультура начинает снова развиваться в 60-х годах XX века. США вышла победителем во 2-ой мировой войне, значительно улучшило свое экономическое положение, за счет Ленд-Лиза и 60-е годы считаются как "золотой век", но не для афро-американцев. В это время белые вспоминают, что они колонизаторы, и притеснения и сегрегация чернокожих проводится на государственном уровне.
Афро-американцы из гетто многих городов США, вспоминают историю своих дедов и прадедов, и речитативы под биты, начинают звучать с новой силой.
В этих "читках" рассказывалась обычно история, о тяжелой жизни чернокожего парня, вынужденного выживать на районе в гетто. О несправедливости в жизни, отсутствии социальных лифтов, и возможности куда-то пробиться простому афро-американцу. О лживых журналистах и продажных политиках, о притеснении со стороны белого населения. О социальной пропасти в обществе между бедными и богатыми.
То есть, рэп в то время приобрел форму социального протеста против несправедливости. Это своего рода был как африканский интернационал. Вставай проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов! Тот рэп был не просто набор слов, а продуманный стих, где каждое слово било в цель. Исполнители, не имели крутых дорогих тачек, не собирали стадионы, и вообще не давали концертов. Это был чисто голос улиц самых бедных слоев населения афро-американских гетто.
В Россию рэп пришел несколько позже. Все кто рос в 90-е годы, все мы помним, покойного Кирилла Толмацкого он же "Децл". Какие он темы поднимал в своих речитативах вначале.
Со временем когда в США появились такие понятия, как политкорректность, толерантность, рэп из протестной уличной субкультуры, начинает становится бизнесом.
И как любая сфера куда проникает коммерция начинает постепенно, терять свой первоначальный смысл, загнивать и деградировать.
Представьте себе, что значит на голом энтузиазме сочинять текст, это порыв твоей души, тебя об этом никто не просит, ты делаешь это сам. И в такой момент творчество на высоте, каждый текст шедевр. И когда это все поставлено на конвейер. Если не напишешь текст не заработаешь денег. А бывают такие моменты, как творческий кризис, все тексты уже перебрал, больше не сочиняется, но надо через силу, что-то выдать.
В итоге исполнители, начинают прибегать к препаратам расширяющие сознание, но это не помогает, текст получается не очень. Тогда они начинают привлекать к себе внимание, как павлины распушив хвост. Вешают на себя кучу дорогих украшений, золотых цепей, делают необычные прически, колят разные татуировки на все части своего тела, надевают фиолетово-леопардовые пиджаки на голое тело, пытаются сочетать не сочетаемое. Снимают клипы на фоне крутых дорогих тачек, дюжины полуголых девушек, которые двигают тазами. С помощью настроек микрофона, синтезатора речи изменяют свой голос во время песни. Тыкают пачками денег в камеру. Главное выделиться перед конкурентами.
Когда и это не помогает, они используют в своих текстах много не нормативной лексики не к месту. Я считаю мат уместен в определенном контексте, но не через слово же. И в отличие от старых рэперов идущих против системы, нынешние продают свои услуги за деньги продажным политикам. Я имею ввиду недавний клип про Москву в исполнении Тимати и Гуфа заказанный Собяниным.
Есть еще конечно рэперы читающие жизненные, вдумчивые тексты, респект им и уважение. Но те репэры, которых нам выставляют как витрину, у которых миллионы поклонников, по-сути деградируют из года в год. Для меня их тексты это просто словесный понос, не имеющий смысла наложенный на музыку. Благодаря, таким деятелям, рэп, перестал ассоциироваться как протестная уличная субкультура и постепенно он переходит в разряд попсы, или китч-культуры, то есть массовой помоечной культуры.