В данной статье автор просто высказывает свое мнение и отношение. Оно не призвано кого-то осуждать называя «маловером» или дать повод надмеваться над теми кто исполняет новые правила.
В свете пандемии, которая, если верить словам ВОЗ представляет серьезную опасность в церкви, заостряется тема причащения. Многие священники говорят о причащении с помощью одноразовых лжиц, их протирании и прочего… Мотивируя это заботой о здоровье и жизни близких. Слово забота звучит хорошо, но вот насколько это оправдано?
Обратимся к истокам Евхаристии. Одной из основ таинства является пить из одной чаши, но зачем? Ведь Христос явно неслучайно так поступил. Этот момент имеет много сходств с другими религиозными и культурными обрядами. Мы знаем из истории, что нередко для установления или выражения дружеских, а то и братских отношений люди пили из одного сосуда. Здесь важно отметить, что важность представлял не только напиток, а именно факт того, что все пьют из одного сосуда. Идея Евхаристии говорит нам о единстве не только со Христом, но и со всеми, кто причащается. К сожалению, сейчас причастие воспринимается больше как индивидуальное соединение со Христом, но это не так. Сам способ причастия нам говорит об этом. Можно сказать, что в нашем сознании невольное вкушение с причастием частичек других причастников является тоже очень важным элементом таинства хотя, конечно, и не таким важным как тело и кровь Христа. Это - риск, но ведь единство с кем-то - это всегда риск. Таким образом, мы становимся открытыми для других, а значит и уязвимее.
Коронавирус - это всего лишь один из огромного количества вредоносных вирусов и бактерий. Если из-за несоблюдения санитарных мер при причастии мы заболеваем, то логично это соблюдать всегда, а не только сейчас. Теперь давайте представим, что апостолы передавая чащу друг другу протирали ее антисептиком, или использовали каждый свою, с заботой о здоровье друг друга. Как-то сложно говорить о единстве в таком случае. Если мы хотим единства, то пожалуй необходимо быть готовым ко всем его последствиям. А то получается блага единства мы хотим, а его непростые стороны нет.
Впрочем, несмотря на риск, есть все причины, чтобы не бояться заразы передающейся через причастие. Начнем с традиционного мнения, что Тело и Кровь Христа убивает все вирусы. Звучит как-то не очень. Кроме того, есть мнение, что причастие не должно освящать наши слюни. Все это может и так, но зачем это вообще нужно? Почему-то обе стороны, как будто уверены в страшной силе вируса, который надо непременно убить. Медицина говорит, что попадание вируса в организм вовсе не значит заболевание. Сильный иммунитет способен преодолеть угрозу в зародыше. Страх, как известно, парализует иммунитет, а радость и вообще хорошее настроение - укрепляет. Когда мы принимаем в себя Христа, естественно, что мы радуемся и находимся на подъеме, а значит можем легко преодолеть вирус. Потому в этой ситуации больше всего настораживает, как многие верующие так сильно ратуют за материальную защиту от вируса и почти не говорят о элементарной душевной защите. Про духовную и говорить нечего, с ней всегда были огромные сложности. Впрочем настроение и мораль поддержать на высоком уровне это возможно, но когда со всех сторон говорится об опасности вируса то вряд ли.
Другое дело, что далеко не все богослужение мы наполнены единством с Христом и с друг другом, потому целование икон, рук духовенства и прочие вторичные элементы церковной традиции могут способствовать распространению вирусов.