Найти тему
Бубликов

Единственный на Орловщине танк ИС-2 | Как он здесь оказался?

Оказывается у этого танка очень интересная предыстория, о которой ниже подробно всё написано. Приятного прочтения!

Исходя из информации о том, что тяжелый танк ИС-2 был принят на вооружение 31 октября 1943 года, можно с уверенностью сказать, что в боях за освобождение Орловской области он не участвовал. Так как он здесь появился? Будем разбираться!

Хорошо, а как же появился ИС-2 в деревне Новосильского района? Это очень интересная история! И начать её стоит с танка Т-70 который сейчас стоит рядом с военно - историческим музеем в Орле.
Дело в том, что экипаж старшего лейтенанта Сергея Марченко на танке Т-70 участвовал в освобождении Орла. Вообще командование запрещало оставлять пригодную к ремонту технику в тылу, но в этом случае сделали исключение и оставили танк в нынешнем сквере танкистов, где были похоронены танкисты погибшие при освобождении города Орла. (Фото 3)
Чуть позже был поставлен постамент и танк Т-70 поместили на него, повыше. (Фото 4)

Но шли годы и неожиданно для всех танк пропал, а на его месте оказался учебный Т-34 из Орловского отделения ДОСААФ который и по сей день стоит в сквере танкистов.
Куда же делся Т-70??? И каким образом в деревне Одинок появился ИС-2?

На все эти вопросы вы получите ответ после прочтения статьи «Танк первого салюта» которую написал В. Хрипунов:

Мне удалось выяснить, каким образом Т-70 оказался у селения Одинок Новосильского района. Тайна спасения танка от переплавки оказалась рукотворным чудом. Об этом мне рассказал инструктор обкома партии Вячеслав Козлов: «Я сидел в промышленном отделе обкома, когда туда зашёл директор учебно-опытного хозяйства «Одинок». Он решал свои вопросы и под конец спросил о том, куда пропал боевой танк из сквера Танкистов. Услышав, что танк отправлен на завод им. Медведева на переплавку, но пока ещё вроде бы лежит в груде лома, воскликнул: «Да вы что! Я вам привезу лома на два танка, отдайте Т-70 мне. Мы его поставим у себя на берегу Зуши». Посмеялись. Сказали, что если ему нужен танк, то пусть забирает, а лома не надо, хватает. Тут же связались с заводом Медведева и дали команду отдать танк. Даже пообещали отвезти в Одинок. Но директор предпочел сам довести дело до конца. Позвонил к себе и вечером увёз танк на трейлере». Мир не без добрых людей и патриотов. Великое ему спасибо! К сожалению, я не знаю имени и фамилии этого человека, но без него танк был бы переплавлен.
Это был период, когда обком ВЛКСМ совместно с областным советом по туризму организовывал походы по местам боевой славы. Поэтому я нашёл полную поддержку своего мнения о дальнейшей судьбе танка Т-70. Съездив в Одинок и убедившись, что танк там стоит, но крепко потрёпан местными вандалами, написал в «Орловскую правду» статью о судьбе танка Первого салюта. Затем обратился за поддержкой в горком партии к Александру Михайловичу Молчанову. Молчанов в это время переводился на должность второго секретаря Заводского райкома КПСС. А в районе как раз завершалось создание музея-диорамы. Александр Михайлович полностью поддержал идею вернуть танк в Орёл, но заметил, что будут проблемы, т. к. Новосильский райком не захочет его отдать.
Возникал и еще один вопрос — где его ставить в Орле? Съездили с Молчановым к музею-диораме. Я показал площадку, которую готовили для башни танка ИС-2, заказанной в Министерстве обороны, и убедил Молчанова, что Т-70 на эту площадку хорошо станет. Начались переговоры с Новосильским РК КПСС. Безуспешно. Довод: «Обидятся труженики района». С моих слов Александр Михайлович доложил на заседании бюро обкома партии, что танк в бедственном состоянии, за ним нет присмотра и ухода.

-2


Пришёл к Молчанову в пятницу (число не помню). Сидит и что-то пишет. Настроение плохое. Сказал укоризненно: «Вадим Иванович, Новосильский секретарь обвинил меня в клевете. Сказал, что за танком прекрасный уход — святое место для тружеников! Ему поверили, а мне нет. Пишу заявление об уходе по недоверию». Александр Михайлович был человеком принципиальным и очень порядочным. Я по­просил его не отдавать заявление до понедельника. «А что изменится?» — усомнился Молчанов.
В понедельник после поездки в Одинок принёс фотообвинение в крупном формате и с едкими комментариями по поводу «прекрасного ухода» за танком. Молчанов ознакомился и не сдержал улыбки, но сказал (всё-таки считался с партийной иерархией): «Ну уж слишком едко — всё-таки первый секретарь района!»...
Слушали Молчанова и секретаря Новосильского райкома на бюро обкома. Решение:
1. Новосильскому секретарю РК КПСС — строгий выговор.
2. Танк вернуть в Орёл и поставить у музея-диорамы.
3. Труженикам района отправить взамен ИС-2.
Но дело застопорилось в связи с внезапной командировкой Александра Михайловича в Афганистан, где он был смертельно ранен. Сменивший Молчанова на посту второго секретаря Заводского РК КПСС В. А. Логовской отказался заниматься этим вопросом. Пришлось пойти на крайние меры. На город­ском партактиве я написал письмо в президиум А. А. Мерцалову (секретарю горкома партии) с вопросом: «Почему не выполняется решение бюро обкома партии по возвращению Т-70 в Орёл и установке его у музея-диорамы, ведь по докладу погибшего в Афганистане А. М. Молчанова и было принято вышеуказанное решение?».
Мерцалов прочитал письмо, улыбнулся и показал мне, что передает его Логовскому. Тот тоже прочитал, нашёл меня глазами и демонстративно спрятал письмо в карман. Но тогда «шутить» с решениями бюро обкома было опасно. И дело сдвинулось с мертвой точки.

-3

Пришёл из МО СССР ИС-2 в полной исправности, но без аккумуляторов. Принимал его Александр Иванович Жутиков (бывший тогда директором музея-диорамы). Он и рассказал мне, когда мы уточняли текст на мемориальной доске у Т-70, о завершении эпопеи с Т-70 и ИС-2. Тяжёлый танк с трудом сняли с платформы — стоял на горном тормозе. На трейлере отвезли в Одинок, на подъёмах сожгли сцепление у двух «Кировцев». Помогали устанавливать на постамент над Зушей трактористы из бывших танкистов, которые, осмотрев танк, сказали, что он на ходу: надо только поставить аккумуляторы с тракторов и можно ехать.

-4

Сейчас ИС-2 стоит у села Одинок. Его уже изнутри ободрали через нижний люк. А Т-70, когда выбили колодки из-под гусениц, сам скатился с наклонного постамента, и на трейлере был возвращён в Орёл, заняв место на вечной стоянке у музея-диорамы.
Только надолго ли? Здание музея-диорамы нуждается в ремонте, в средствах по уходу за всем комплексом, включая технику, и в надлежащей охране. Ведь в создание этого замечательного музейного комплекса вложено много сил и средств. Не потерять бы память славного прошлого. Без прошлого нет будущего и исчезает ощущение Родины. И малой, и большой...

Вот такая вот история! Поделитесь этой историей с друзьями!

Подписывайтесь на мой канал - Бубликов, чтобы знать о нашей истории ещё больше! Ставьте лайки и пишите комментарии!