Найти в Дзене
past_today

Сабина Шпильрейн - «русская сумасшедшая» из Ростова-на-Дону, поссорившая Юнга и Фрейда.

При реставрации одного здания в Швейцарии в 1977 г. были обнаружены письма, адресованные К.Юнгу и З.Фрейду и личный дневник, автором которого была Сабина Шпильрейн. Находка вызвала настоящую сенсацию и теперь с ее помощью можно рассказать, кто же такая была Сабина Шпильрейн?
В Ростове-на-Дону (далее Ростов), в доме 83 по Пушкинской ул. жила еврейская семья. Глава - Нафтулий Мойшевич, он же
К.Г. Юнг, С.Н. Шпильрейн, З. Фрейд
К.Г. Юнг, С.Н. Шпильрейн, З. Фрейд

При реставрации одного здания в Швейцарии в 1977 г. были обнаружены письма, адресованные К.Юнгу и З.Фрейду и личный дневник, автором которого была Сабина Шпильрейн. Находка вызвала настоящую сенсацию и теперь с ее помощью можно рассказать, кто же такая была Сабина Шпильрейн?

Найденные письма
Найденные письма

В Ростове-на-Дону (далее Ростов), в доме 83 по Пушкинской ул. жила еврейская семья. Глава - Нафтулий Мойшевич, он же Николай Аркадьевич, его супруга - Ева Марковна и пятеро детей - Шейвэ (Сабина), Эмилия, Ян, Исаак и Эмиль. Отец - богатый торговец, владелец магазинов в Варшаве и Париже. Мать - стоматолог.

Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 83
Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 83
2019 год
2019 год

Воспитание в семье было очень строгим или даже жестоким. Любое нарушение влекло за собой физическое наказание. С одной стороны такой подход повлиял на блестящее образование детей. Сабина с золотой медалью окончила гимназию, знала французский, немецкий и английский языки. С другой стороны стал причиной психологической травмы для девочки. Ей, как старшей, доставалось больше всех. В дневнике Сабина напишет, что надолго запомнила руку, которой отец ее бил, задрав предварительно платье, а затем заставлял целовать эту руку. Позже Сабина напишет, что воспоминания об этих телесных наказаниях будут приводить ее к пику сексуального возбуждения.

Сабина и её отец, 1896 г.
Сабина и её отец, 1896 г.

После очередного наказания Сабина долго обливала себя холодной водой, пытаясь заболеть и умереть. У нее началось так называемое «бегство в болезнь». То ангина, то что-то с животом, при этом лечащий врач ничего не мог с этим поделать. Иногда, после наказаний, отец позволял детям не ходить в школу под разными предлогами пока не сойдут синяки.

«Я с разрешения отца не была целую неделю в гимназии и мне не нравится, что папа лжет. Он написал записку и сказал, когда тебя спросят, что с тобой было, скажи, что болело сердце. Нет….лучше я скажу, что у меня что-то с нервами».

Семья Шпильрейн, 1896 г. Сабина в нижнем ряду слева
Семья Шпильрейн, 1896 г. Сабина в нижнем ряду слева

Еще есть упоминание про братьев. Когда они ругались, отец заставил их драться между собой, а одному при этом дал вилку, с целью выколоть более сильному сопернику глаза… 

Брак родителей Сабины изначально был не совсем удачным. Оба супруга неуравновешенны - скандалы отца и ответные истерики матери. Ева Марковна была не прочь пококетничать, по всей видимости особого тепла и понимания от мужа она не получала. При этом она с удовольствием перекладывала обязанности по уходу за младшими детьми на старшую дочь. А если Сабина отказывалась - закатывала истерику.

Обычно после жестких уроков воспитания Сабина ищет утешение у своей бабушки, после смерти которой она теряет жизненную опору. «Без бабушки мне очень тяжело жить на свете...», напишет она в дневнике. Смерть 6-летней сестры от брюшного тифа окончательно добивает Сабину. У нее случается нервный срыв. Теперь странность поведения дочери для семьи становится явной. 

Сабина с матерью и младшей сестрой, 1899 год
Сабина с матерью и младшей сестрой, 1899 год

Девочка впечатлительная и ранимая, нуждается в ласке и понимании, поэтому она очень влюбчива. Сначала она влюбляется в своего учителя истории, потом в своего дядю в Варшаве, куда отец отправлял дочь для смены обстановки. Там Сабина ведет себя сумасбродно, устраивает истерики. Сабину везут в Швейцарию, где весь высший свет подлечивает нервы… Там недуг Сабины проявляется еще сильнее. Она устраивает голодовку, грозится покончить с собой. Приглашенные доктора подтверждают душевную болезнь. Так начался период лечения в Цюрихской клинике Бургхельцли, где трудится доктор Карл Густав Юнг.

К.Г. Юнг у входа в Бургхельцли
К.Г. Юнг у входа в Бургхельцли

Доктор Юнг - будущая знаменитость. Им восхищаются все дамы клиники, в том числе и пациентки, среди которых была Сабина Шпильрейн.

В 1903 г. Юнг женится на своей бывшей пациентке - Эмме Раушенбах. Эмма из богатой семьи. Состояние супруги дало возможность Юнгу заниматься наукой не думая о заработке. Короче, брак был по расчёту, это позже подтвердил и З.Фрейд на основании анализа необычных снов Юнга.

В клинике Сабина продолжает вести себя эксцентрично. «После моей смерти я разрешаю анатомировать только голову, если она будет не очень страшной. ... Мой череп я завещаю нашей гимназии. Его следует поместить в стеклянный ящик и украсить бессмертными цветами. На ящике напишите следующие слова: «И пусть играет молодая жизнь при входе в гроб, и пусть сверкает равнодушная природа вечным великолепием». Мой мозг я даю Вам. Только поместите его чистым в красивый, также украшенный сосуд и напишите на нем те же самые слова. Тело следует сжечь. Но при этом никто не должен присутствовать»

Квитанция с рисунками Сабины Шпильрейн «Гидротерапия» и «Электризация», 
сделанными перед её госпитализацией в клинику Бургхёльцли
Квитанция с рисунками Сабины Шпильрейн «Гидротерапия» и «Электризация», сделанными перед её госпитализацией в клинику Бургхёльцли

Доктор Юнг берется за лечение Сабины с целью опробовать новый метод психоанализа, основателем которого был Зигмунд Фрейд. С ним он будет находится в постоянной переписке и обсуждать процесс лечения пациентки Шпильрейн, которую между собой они называли «малышкой». В одном из писем Юнг напишет: «В ходе лечения моей пациентке не повезло в меня влюбиться…». Фрейд нормально отнесся к интрижке своего коллеги и попросил потерпеть ради науки. 

Психиатрическая клиника «Бургхольцли». Книжная репродукция гравюры, 1890 г.
Психиатрическая клиника «Бургхольцли». Книжная репродукция гравюры, 1890 г.

Между доктором и пациенткой возникли особые отношения. Юнг предложил Сабине помочь ему в работе с другими пациентами, поскольку увидел в ней совершенно другой потенциал. «Такие светлые головы двигают науку вперед, вы должны обязательно стать психиатром…». 

Помимо того, что Сабина влюблена в своего лечащего врача, он становится для нее учителем и даже больше… Сабина постоянно провоцирует Юнга на близость и в один прекрасный момент доктор не сдерживается. Юнг увлекся пациенткой всерьез. Тогда Сабина оставит запись в дневнике о том, что хочет от Юнга сына, которого назовет Зигфридом.

Сабина вылечилась меньше, чем за год - ни что не лечит лучше, чем любовь! Юнг расценил выздоровление, как свою первую крупную победу и стал инициатором поступления Сабины в медицинский университет. И она поступила. Ей суждено было стать одной из первых женщин-психоаналитиков, активной участницей международного и российского психоаналитического движения.

Сабина защищает диссертацию. Это была первая диссертационная работа в истории психиатрии, посвященная психоаналитическому исследованию шизофрении, к тому же, защищенная женщиной….27-ми лет. Позже Юнг сам будет «заимствовать» некоторые идеи из этой работы.

Долго скрывать связь с пациенткой у Юнга не получилось. Поползли слухи. Юнг, понимая, что лишиться богатой супруги никак нельзя разрывает все отношения. Тогда же Сабина начинает напрямую переписываться с Фрейдом, который зовет ее к себе в Вену.

12 октября 1911 г. Сабина Шпильрейн приезжает в Вену и лично знакомится с Фрейдом. Еще одной темой ее исследований была деструкция. Своими мыслями она уже делилась с Юнгом, о чем сожалела в дневнике: «Я очень опасаюсь, что мой друг может просто присвоить идею…». Уже 25 ноября с докладом по этой теме Шпильрейн выступает на заседании фрейдовского психоаналитического общества. Назывался доклад «Деструкция, как причина становления». В нем она отчасти описала будущие идеи Фрейда, который пришел к ним только в 1920 г., упомянув имя Сабины лишь в сноске, мелким шрифтом.

Тем не менее Фрейд уважает талант Шпильрейн и считает ее своей ученицей, а Юнг, в свою очередь, своей. Ученые ревнуют ее друг к другу. Примерно в это же время между учеными произошел разрыв, виновницей которого все будут считать их общую подопечную, хотя Сабина предпринимала попытки их примирить. В 1913 г. Юнг создает собственную научную школу.

Докладом о деструкции Сабина всерьез заявила о себе, как об ученом. После она опубликует еще не один десяток научных статей, посвященных шизофрении, вопросам детской психологии, специфике детского мышления, возникновению и развитию речи, бессознательной символике сновидений, проблематике времени и еще куче других слов, значение которых для меня не очень ясно… 

Только спустя 8 лет Сабина смогла распрощаться со своими романтическими иллюзиями в отношении Юнга. «…Никаких женатых мужчин. Встретить бы того, с кем можно было бы создать мирное семейство, я подарила бы ему все самое лучшее..». 

Так и случилось. Приехав в Ростов навестить родителей Сабина познакомилась с молодым педиатром, Павлом Шефтелем. С ним она связала свою дальнейшую жизнь. Живет семья в Германии, затем в Швейцарии. У них рождается дочь Ирма-Рената (мать хотела одно имя, а отец другое - совместили).

В этот период она, что логично, увлекается детским психоанализом и продолжает переписку с Юнгом, но уже в более деловом ключе. Лично они больше не встретятся никогда. В 1919 г. она получает последнее письмо от Юнга. Всё. Были окончены и почтовые отношения. Это, похоже, огорчило Сабину еще больше, чем конфликт с мужем и его отъезд в Россию. 

Для Сабины начинается новый период одиночества и материальной нужды. Война и революция сильно сказались на благосостоянии семьи Шпильрейн, помогать дочери возможности не было. Сабина безуспешно пробует себя в других сферах - занимается музыкой и пишет роман. Частную психоаналитическую практику наладить не получается.

Легче стало, когда Сабина вернулась к научной деятельности. Она выступает на конгрессе в Гааге с докладом о возникновении и развитии устной речи, работает в институте Жан-Жака Руссо с одним из его основателей Эдуардом Клапаредом, у которого и оставит свой личный архив навсегда.

В 20-е годы психоанализом заинтересовались в России. Главным его покровителем был Л.Д. Троцкий. Сабина с подачи Фрейда совершает роковую ошибку и с 9-летней дочерью едет на родину (жили бы себе в Швейцарии).

В Москве она устраивается в русское психоаналитическое общество (РПСАО), располагавшееся тогда в особняке Рябушинского (Малая Никитская, 6/2с5), при котором был создан детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Среди воспитанников детского дома, кстати, был сын Сталина - Василий. Сабина активно включается в работу, ведь детское воспитание сейчас - это ее тема, новый человек должен воспитываться свободным и сексуально раскрепощенным. Власть же считает иначе - человек должен быть послушным.

Усадьба С. П. Рябушинского на Малой Никитской, 1902 год
Усадьба С. П. Рябушинского на Малой Никитской, 1902 год

С ослаблением власти Троцкого все психоаналитические программы и учреждения прикрывают, а еще позже тема психологии, как отдельного научного направления признается ложно-научной, идейно-вредной, антимарксистской - в общем становится вне закона.

Сабине каким-то неведомым образом удалось уцелеть во время начатых «чисток», особенно учитывая ее заграничные связи.

Работать по специальности в Москве возможности не стало. Был единственный путь - домой, в Ростов, где она воссоединилась с мужем и у них родилась вторая дочь Ева.

Ева, младшая дочь Сабины
Ева, младшая дочь Сабины

О последующих десяти годах жизни Сабины известно крайне мало.

В 1922 г. умирает мать.

Ева Шпильрейн на смертном одре, 1922 год
Ева Шпильрейн на смертном одре, 1922 год

В годы репрессий были расстреляны все ее братья, занимавшиеся научной деятельностью. Муж умирает от сердечного приступа. После, не пережив потерю сыновей, умирает отец.

Сабина остается одна с двумя дочерьми и абсолютно непонятными перспективами. Но и это еще не все, самое страшное впереди…


Братья Шпильрейн: Ян, Исаак и Эмиль, 1930 год
Братья Шпильрейн: Ян, Исаак и Эмиль, 1930 год

1941 год. Первая оккупация Ростова прошла относительно легко, продлившись 8 дней. Сабина совершает еще одну, уже последнюю ошибку. Она отказывается от эвакуации. Сабина пережила жестокие потери от советской власти, а с немцами работала и жила бок о бок. Она просто не верит, что представители этой высококультурной нации могут поступить плохо. Она даже напротив, считает, что немцы смогут защитить от местного населения, среди которого было полно выступающих с угрозами в адрес еврейского населения. А информации о зверствах фашистов в других городах было очень мало.

Единственная оставшаяся настоящая фотография Сабины
Единственная оставшаяся настоящая фотография Сабины

Вторая оккупация произошла 24 июля 1942 г. Сабина Шпильрейн с дочерьми, в числе 27000 других советских граждан была расстреляна в Змиёвской балке на окраине Ростова..., но это уже другая история (почитать можно здесь).

пс: из саркастического завещания, написанного в клинике Бургхельцли: «Сожгите меня, а пепел разделите на три части. Одну положите в урну и пошлите домой. Вторую развейте по земле посреди нашего большого поля. Вырастите там дуб и напишите: «Я тоже была однажды человеком. Меня звали Сабина Шпильрейн».

Мемориальная доска на доме, где жила Сабина Шпильрейн. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 83
Мемориальная доска на доме, где жила Сабина Шпильрейн. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 83

instagram: @past_today

источники:

pastvu.com

http://vol1-2016.ecpp-journal.ru/200.html

https://youtu.be/Ijvx-cguC-c

https://youtu.be/SuhFgGqFeaY

https://zen.yandex.ru/media/chitatelru/udivitelnaia-i-jytkaia-cydba-sabiny-shpilrein-5d4eac573f548700ad0ecd82