На многих сайтах учат развитию рациональности и как поумнеть. Например, на одном из сайтов описываются 113 моделей, из которых состоит концепция под названием «умственные модели».
Там декларируется, что этой концепцией пользуются разумные люди, умеющие эффективно управлять своим умом и принимать правильные решения.
Казалось бы, ну всё – секреты правильного мышления раскрыты, выучи эти 113 моделей и будешь мыслителем, принимающим правильные решения.
Но при этом не учитывается один очень важный фактор.
Чтобы быть настоящим мыслителем с качественным рациональным мышлением, надо тренировать навыки вникания в суть. У кого развит этот навык, тот будет принимать наиболее разумные решения, даже ничего не зная об этих 113 моделях. И напротив, можно вызубрить наизусть все эти 113 моделей и при этом оставаться таким же бестолковым, что и раньше.
Вы, конечно, можете изучать все эти 113 моделей, если не жалко времени (для общего развития не помешает их знать). Но если Вы хотите стать по-настоящему качественным мыслителем, то выход один – тренировать навыки вникания в суть. Это тренинг как раз для этого и предназначен.
Я обещаю дать Вам новые знания и навыки, сделав Вас компетентным в самой важной сфере – в сфере эффективного качественного мышления, повышающего удовлетворенность Вашей жизнью.
Если Вы читали книги Даниэля Канемана «Думай медленно... решай быстро» и Кейта Становича «Рациональное мышление», то у Вас уже есть некоторая компетентность в этой сфере. Но пройдя этот тренинг, Вы будете ещё гораздо более в этом компетентнее, а главное – приобретете необходимые навыки вникания в суть.
Именно умение вникать в суть и определяет качество ума. Ум – это привычка (принцип) поступать рационально (обдуманно), соизмеряя свои возможности и учитывая все вероятные ходы, по которым могут развиваться события.
· Аббат Фариа – яркий пример человека, с качественным мышлением, который умеет видеть скрытый смысл, умеет всё разложить по полочкам в ситуации, где большинство не понимает сути происходящего или смысла сказанного (написанного). Также такими примерами можно считать Штирлица, Сократа, Шерлока Холмса и его аналогов – потому что у них в высшей степени развита способность вникать в суть. У Шерлока Холмса она проявляется в умении раскрывать самые запутанные преступления, у Сократа – в умении находить истину в дискуссиях и выводить софистов на чистую воду.
Более того, у некоторых людей – это самая настоящая эвристическая потребность (стремление раскрывать явлений и ситуаций, увидеть скрытый смысл). Сократ легко удовлетворял эту потребность в диалогах со своими ученика и оппонентами. А вот Шерлоку Холмсу в этом плане – не повезло, поскольку у него часто возникали ситуации, когда он не мог удовлетворить свою потребность в анализе качественной информации, в которой нуждался его мозг. В это случае у него начиналась когнитивная депривация (от лат. deрrivativo – потеря, лишение). И Шерлок Холмс маялся от скуки, порой балуясь наркотиками.
***
Ум – это качественный способ мышления, при котором, посредством задавания уместных вопросов и нахождение оптимальных правильных ответов, человеком успешно решаются конкретные жизненные задачи и проблемные ситуации.
Умный человек – тот, кто имеет качественное мышление. Он всегда понимает смысл того что говорит (спрашивает) или делает и зачем это говорит (спрашивает) или делает. Умный человек имеет навык (привычку) понимать суть происходящего и ситуации, задавать правильные вопросы, делать верные умозаключения, видеть ошибки в чужих рассуждениях, искать и находить правильные решения.
Правильный ход мысли (качественное мышление) в каждой ситуации – это главное, что отличает умных людей от всех остальных.
Неумный или не совсем умный тот, кто по уровню мышления не дотягивает до умного, тот, у кого нет навыков правильного мышления, навыка правильной постановки вопросов, тот, у кого посредственная способность к правильным рассуждениям.
Таким образом, важнейшим качеством умного человека является навык (и потребность) вникать в суть. У кого изначально отсутствует эта потребность, то она появляется, если развивать способность вникать в суть – в результате сознательных усилий (тренировок). Отработать навык качественного мышления – это значит правильно настроить ход своих мыслей, и сделать привычкой задавание уместных (то есть – правильных) вопросов.