Ранее в блоге мы уже вдоволь насмотрелись на клинки, изготовленные "местным производителем" для нужд братоубийственных войн, с пугающей регулярностью имевших место в Китае XIX - начала XX века. Конечно это оружие не сравнится в своем изяществе с церемониальным китайским реквизитом, но вот со своей основной задачей (убивать) оно справлялось в разы лучше. А о роскоши в те времена не могли мечтать ни полунищие мятежники, ни (стараниями "мандаринов" также влачившие крайне жалкое существование) солдаты империи Цин. Но все же мечи сложно назвать самым подходящим оружием для полномасштабных сражений, особенно - в руках едва обученных китайских солдат. Поэтому, сегодня я покажу вам более эффективное оружие времен упадка цинской власти в Китае. Ведь не мечами едиными, как говорится!
1. Кустарные гуань-дао.
Отлично оружие! Хочешь - руби, хочешь - коли. Если хватит умений, можно даже вражеский клинок ловить. Вообщем, это вполне себе классическая гуань-дао... конечно, если не рассматривать крепление. Вот оно максимально кустарное. Но здесь уж ничего не поделать: какая эпоха - такое и оружие.
Но это уже полная кустарщина. Оружейник решил сэкономить на креплении: хвостовик закреплен на древке напрямую. Собственно, дерево и треснуло... а чего еще можно было ожидать? Дальше - больше!
Вообще, это просто тесак на длинном древке. Тесак, надо сказать, немаленький: 56см без учёта хвостовика. Но глефой он этого все же не стал.
Подводя итоги, стоит отметить, что китайские глефы второй половины XIX века уже сильно разнились. Встречаются как вполне нормальные качественные гуань-дао (прямо сошедшие с гравюр), так и откровенный ширпотреб. Впрочем, это утверждение относится вообще ко всему (условно) цинскому оружию, ведь наряду с +-централизованным производством существовали и многочисленные деревенские кузницы, где оружейники делали оружие "для народа". Но мы движемся дальше:
2. "Тигриная вилка". Она же - трезубец.
Своей популярностью "тигриная вилка" обязана распространению в Китаю неоконфуцианства и одного из его постулатов о необходимости использования оружия, прежде всего, для защиты. При цинской власти такие трезубцы были стандартным оружием стражи. Но они же (в числе прочего вооружения) попадали к мятежникам, и эти ребята были не особо-то согласны с изначальной функцией этого трезубца.
Конструкция этого оружия оч проста. Боевая часть состоит из двух частей: копья и прикрученного к нему доп лезвия, исполненного в виде полумесяца. Но, если в трезубцах XVIII века (например) копье не сильно выступает за боковые лезвия. то в XIX веке его заметно удлинили. Так "тигриная вилка" и стала полноценным комбинированным древковым оружием. В таком виде ей и сражались тайпины, боксеры и все прочие мятежники. Отбросили, скажем так, налет древности и шли в светлое китайское будущее с "новым" оружием... если бы...
3. "Налет древности"/ручницы.
И это оч крутое оружие... империи Мин. При минах огнестрел стал неотъемлемой частью китайского военного дела. Минские стрелки из ручниц были главной силой средневекового Китая. Но время шло, империя Мин была уничтожена маньчжурами... а ручницы так никуда и не делись. Конечно, имперские войска перешли на фитильные мушкеты, а позже - на импорт европейского огнестрельного оружия. Но вот мятежники неизменно испытывали острый дефицит качественного огнестрела... и применяли ручницы, да. Даже в XX веке применяли.
Ну а если сравнивать ручницы XIX-XX века с минскими... деградация - тоже эволюция. А в конце у нас немного... доспехов.
4. Китайские ротанговые "шлемы".
А дело было так. Цины перестали производить доспехи еще в начале XIX века. А вот холодное оружие никуда не ушло. Потому и люди стремились хоть как-то защитить себя от него. Прежде всего - голову. Вообще, ротанг - весьма прочный материал, и такая "плетёнка" вполне может спасти от неточного удара мечом... ну или, если уж совсем свезет, глефы. Для полунищего южного мятежника это стократ лучше, чем ничего. Потому такие "шлемы" и производили.
Как-то так, друзья. Как видите, при упадке государственности технологии производства оружия стремительно откатываются назад. Такая вот "непрерывность" развития цивилизации. Большое спасибо!