Найти тему
Atmosfera Science

Самая дорогая сцена в истории кино

За более чем вековую историю кинематографа мы видели огромное множество всевозможных сцен. Одни заставляли нас смеяться, другие плакать, третьи вселяли ужас. Но сегодня мы расскажем о художественном фильме, одна сцена которого стоила своим создателям куда больше иных блокбастеров. Как ни странно, сцена эта даже не попала в окончательную версию кинокартины, да и сам фильм вряд ли известен широкому зрителю в нашей стране. Но обо всём по порядку.

В 1982 году Стивен Спилберг приступает к созданию киноверсии известного уже несколько десятилетий в США телесериала “Сумеречная зона”. Мрачный триллер с элементами фантастики и комедии, по задумке создателей, должен был состоять из 4 новелл и пролога, снятых разными режиссёрами, в том числе и самим Спилбергом. Режиссёром пролога и первой из новелл стал Джон Лэндис, молодой, но уже всемирно известный кинодел, прославившийся к тому времени картиной “Братья Блюз”, а позднее ставший режиссёром таких фильмов как “Поездка в Америку”, “Оскар”, “Поменяться местами”, “Семейка Придурков”, “Три Амиго” и 2 видеоклипами Майкла Джексона - “Thriller” и “Black or white”.

Первая новелла фильма “Сумеречная зона” рассказывает зрителю о мрачном ворчливом мужчине средних лет по имени Билл Коннор. Он придерживается расистских и националистических взглядов и вечером, встретившись в баре с друзьями после работы, раздосадованный тем, что “повышение по службе получил какой-то еврей, а не он”, отпускает длинную тираду с оскорблениями в адрес чернокожих, азиатов и евреев. По иронии судьбы, и актёр, сыгравший эту роль, и продюсер этого фильма, и его режиссёр, все были евреями. Кстати, звали актёра при рождении Виктор Морозов, так как он был сыном эмигрантов из России. Позднее для он сократил имя до “Вик Морроу”. Актёр снимался в низкобюджетных триллерах и фантастике, а потому подобный жанр был ему хорошо знаком. Кстати, его дочь, Дженнифер Джейсон Ли, также ставшую актрисой, вы могли видеть в фильме Квентина Тарантино “Омерзительная восьмёрка” в роли Дейзи Домерг. Так вот, в назидание за свои расистские взгляды главный герой первой новеллы таинственным образом попадает то в одну, то в другую неприятную ситуацию, чтобы на своей шкуре ощутить, что такое ненависть на расовой почве. В одной из последних, ещё неотснятых сцен, он попадает во Вьетнам в разгар войны. Американские солдаты принимают его за вьетнамца и открывают огонь. Спасаясь бегством, Коннор находит в горящей вьетнамской деревне двух маленьких детей (их играли два ребёнка-актёра, 6 и 7 лет) и забирает с собой чтобы спасти. То, что произошло дальше, стало чёрной страницей в истории всего кинематографа. Вечером 22 июля 1982 года начались съёмки сцен спасения детей из горящей деревни, а также обстрела с военного вертолёта главного героя и спасённых им детей на фоне взрывов и горящего напалма. Уже глубокой ночью режиссёр, оператор и несколько ассистентов поднялись в воздух на вертолёте Bell UH-1 Iroquois и зависли над актёрами на предельно малой высоте (около 20 метров). В это же время Вик Морроу с двумя детьми в руках стал переходить неглубокую речку, а на заднем плане началась детонация пиротехники. 53-летний актёр не хотел сниматься в этой сцене, у него было давнее предчувствие беды. Говорят, что он даже застраховал свою жизнь за 5 лет до съёмок. Как потом выяснит следствие, пиротехники заложили слишком мощный заряд и взрыв пиротехнического снаряда повредил хвостовой винт вертолёта, в результате чего тот потерял управление и упал прямо на актёров, убив всех троих. Вику Морроу и 7-летней девочке винтом отрубило головы, а тело 6-летнего мальчика было изуродовано до неузнаваемости. Никто из находившихся в кабине вертолёта серьёзно не пострадал. Эта трагедия потрясла всё киносообщество. Пилот вертолёта Дорси Винго, режиссёр Джон Лэндис и продюсер картины Стивен Спилберг предстали перед судом по обвинению в непредумышленном убийстве 3 человек. Ситуация усугублялась ещё и тем, что съёмочной группой были грубо нарушены правила съёмок с участием детей, а по законам штата Калифорния, детям вообще было запрещено работать по ночам, так что наняты они были нелегально. Многолетние судебные тяжбы привели к разрыву дружеских отношений между Спилбергом и Лэндисом, а в Голливуде были приняты новые правила безопасности во время съёмок сцен с авиа- и пиротехникой. На заседаниях суда Лэндис был молчалив и лишь в своём последнем слове выразил соболезнования семьям погибших актёров заявив, что трагедия явилась следствием стечения обстоятельств и ни предугадать, ни предотвратить её было невозможно. Сцену из фильма в итоге вырезали, но чтобы уладить вопрос во внесудебном порядке киностудия в общей сложности выплатила в качестве компенсации семьям погибших, по некоторым сведениям, 60 миллионов долларов (по 25 семьям погибших детей и 10 семье Вика Морроу). Точные суммы официально никогда не разглашались, однако в любом случае необычные обстоятельства этой киносцены делают её самой дорогой в истории кино - она стоила 60 миллионов долларов и 3 человеческие жизни. Судя по рабочим материалам, задумывалась эта сцена и правда как нечто действительно грандиозное, она должна была стать настоящим украшением фильма, вышедшего в прокат в 1983 году и в итоге встреченного критиками весьма прохладно. Разумеется, Лэндис не хотел убивать людей на съёмочной площадке и двигал им сугубо творческий интерес. Но происшествие, затмившее по своему масштабу сам фильм, чуть было не поставило крест на дальнейшей карьере молодого режиссёра.

Вот такая невесёлая история, друзья. Подписывайтесь, ставьте лайк. Скоро будет много интересного